Найти в Дзене
Александр Долгих

"Вот бы у нас в школе так учили" — показываю, как доказать за 40 секунд теорему, на которую в школе тратят целый урок

Оглавление

Не хочу сказать, что в российских школах учат плохо. Я не учился в других странах, зато знаю по рассказам, что там своих проблем хватает. Идеальной школы нет ни в одном государстве. А ещё я знаю, что есть разные учителя и разные школы. Если это было бы не так, то все шли бы в школу по месту прописки, а не выбирали получше.

Но существуют учебные планы, ФГОСы и так далее. Вещи, против которых не попрешь короче. Иногда там все так затянуто и нелогично, что детям становится невероятно скучно на уроках. От этого неуспеваемость и нежелание учиться.

Сегодня на примере одной теоремы из школьного курса геометрии, я покажу, как можно было бы учить в школе по-другому. А вы уж сами решайте, как лучше. Когда я показываю это доказательство детям, которые приходят ко мне на занятия, чуть больше, чем все, говорят: "Вот бы у нас в школе так учили".

Кстати, я не гений математики, и у меня нет какого-то особого дара убеждения. Конкретно это доказательство теоремы вообще показывал В.Ф. Шаталов (кто в курсе, тот в курсе) ещё во времена СССР по телевизору, но его методы не прижились в школах.

Внимание! Если вы вообще ноль в геометрии и боитесь, что ничего не поймете, не спешите закрывать статью, уверяю вас — поймете. И, более того, запомните!

Итак, теорема для 7 класса о том, что угол вписанного треугольника, опирающийся на диаметр, равен 90°.

С чего начинается доказательство в школе? Нет, не с рисунка. С "Дано". Потом "Доказать". Потом уже рисунок, расставление букв и спустя 10 минут начинается само доказательство. Уже тут теряется нить и интерес. Ещё ничего не сделали, а уже написали столько всего, что волосы дыбом.

Но самая жесть для ученика седьмого класса начинается, когда учитель начинает говорить буквами. △ABD=△BDC. BD, DB, ВС — радиусы. ∠DAB=∠ABD, a ∠DBC=∠DCB и так далее и тому подобное. Потом мы начинаем делать всякие непонятные для семиклассника вещи с этими углами. Получается целая простыня букв. И не дай бог учителю записать вместо ∠DBC ∠CBD. Тогда всё, только два человека из класса может быть поймут, что к чему. Это сам учитель и отличник на первый парте. А может быть вообще никто.

Я спецаильно не привожу все доказательство, иначе вы не выдержите и закроете статью. А теперь представьте, каково семиклассникам. Детям не интересны буквы. Я не говорю о том, что с ними они ничего не понимают. Они даже следить за всеми углами и треугольниками по буквенным обозначениям не успевают.

Единственное, что их интересует в середине доказательства — а получится ли у учителя не запутаться или нет? И это в лучшем случае...

Теперь доказываю то же самое за 40 секунд

А теперь показываю доказательство за 40 секунд, которое поймет любой. Потому что не понять его не сможет даже тугодум. Не надо никаких "Дано", букв и другой шелухи. Короче, рисуем треугольник, вписанный в полуокружность. Никаких букв не ставим. Берем цветные мелки/маркеры/карандаши и рисуем цветом.

Радиусы окружности нарисуем красным. Тут уж точно ничего не перепутаешь. Красное равно красному.
Радиусы окружности нарисуем красным. Тут уж точно ничего не перепутаешь. Красное равно красному.

Так как красные отрезки — это радиусы, значит, все они равны. Более того, так как каждый из двух маленьких треугольников имеет две стороны одного цвета, они равнобедренные. А значит, углы при основании равны. Отметим их у одного треугольника синим, а у другого — зеленым.

Тут снова ничего не перепутаешь.
Тут снова ничего не перепутаешь.

Теперь нам надо вспомнить, что сумма углов в треугольнике равна 180°. Это значит, что 2 синих угла + 2 зеленых угла = 180°. Делим на 2 обе части уравнения и получаем, то, что и требовалось доказать: синий угол+зеленый угол=90°. Всё. Теорема доказана. И никаких букв, никакой путаницы. Всё быстро и наглядно. Не успеваешь потерять нить; не можешь запутаться в обозначениях, потому что их нет; всё видно, потому что разноцветно.

Какое доказательство вам понравилось больше? Как видите, у меня ушло не больше 40 секунд на второе доказательство, все всё поняли, как я и обещал. И таких теорем за урок можно рассказать не одну, а пять.

Напоминаю, что у меня появился канал на Ютубе.

Ещё интересно: Лайфхак для учителей. Как проверить, записал ребенок домашнее задание в дневник или нет, у всех за 3 секунды

Как посчитать площадь многоугольника за 15 секунд в уме? Формула для ленивых

Как быстро в уме без калькулятора извлекать квадратные корни из больших чисел