С отменой программ господдержки может вырасти объем просроченной задолженности по кредитам, в связи с чем банкам придется наращивать отчисления в резервы для компенсации рисков. В итоге, как прогнозируют аналитики «Эксперт РА», чистая прибыль банковского сектора в 2021 году снизится на 20-30%.
Эксперты ожидают ухудшения качества 20-30% реструктурированных кредитов и не менее 20% льготных кредитов юрлиц. Это потребует от банков серьезных расходов – доначисления резервов в размере до 900 млрд рублей, хотя процесс доначисления растянется на два-три года.
В Банке России отмечают, что с начала пандемии были реструктурированы кредиты более чем на 7 трлн рублей, или 11% совокупного кредитного портфеля всего банковского сектора страны. Директор департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов не исключает, что часть заемщиков, которые реструктурировали свои кредиты, не смогут быстро восстановить финансовое положение и уйдут в дефолт. Но при этом он подчеркивает, что по 10% реструктурированных кредитов к сегодняшнему дню уже созданы резервы.
«Прогноз по банковскому сектору выглядит неоднозначно. С одной стороны, следует ожидать заметного улучшения ситуации в российской экономике, и банковский сектор, будучи цикличным, должен стать одним из главных бенефициаров экономического восстановления, – комментирует аналитик ГК «Финам» Игорь Додонов. – Кроме того, недавнее повышение ключевой ставки и в целом взятый регулятором курс на нормализацию денежно-кредитной политики в перспективе должны ослабить давление на чистую процентную маржу банков. С другой стороны, после 1 июля, когда истечет срок действия регуляторных послаблений в части формирования резервов по реструктурированным кредитам, может начаться обострение проблемы с качеством активов».
С учетом уже созданных резервов дополнительный объем резервирования по указанным кредитам ЦБ оценивает в 1,4 трлн руб. По мнению Додонова, это вполне посильный объем для сектора при его текущей прибыльности и запасах капитала (5,8 трлн рублей на конец января 2020 года). Вместе с тем он обращает внимание, что на величину прибыли сектора, помимо прочего, будет также влиять снижение доходов от операций с ценными бумагами и валютой на фоне ослабления волатильности на финансовых рынках. А увеличение объемов кредитования и повышение ставок сможет лишь частично нивелировать влияние этих факторов. С учетом этого, эксперт прогнозирует снижение прибыли банков в пределах 10-13%.
В свою очередь, Антон Рогачевский, старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия», считает, что сокращение в худшем случае составит 20%. «Банки не так плохо закрыли год, а доля просрочки выросла незначительно, прибавив 16,25%, – рассуждает эксперт. – Стоит отметить, что за 2019 год этот показатель вырос на 20,14%. Но симптом, несомненно, тревожный. Ни о каких сезонных колебаниях речи идти не может».
ЦБ, со своей стороны, в качестве базового прогноза прибыли банковского сектора в 2021 году рассматривает диапазон 1,2-1,5 трлн рублей, а значит, максимальное снижение может составить 25%. В Банке России признают, что многое будет зависеть от эпидемиологической и общей экономической ситуации, темпов восстановления доходов населения и компаний. Еще один фактор неопределенности – как быстро в портфеле реструктурированных ссуд долги из просроченных будут переходить в проблемные. Пока же по итогам первого квартала Центробанк фиксирует даже небольшое опережение прошлогоднего результата: чистая прибыль банковского сектора достигла 373 млрд рублей, что на 36 млрд превышает показатели того же периода прошлого года.
Читайте на сайте Фингазеты – Банки готовятся к снижению прибыли