1,7K подписчиков

Загадочный Симаргл: иранский Сэнмурв или русский Ярило?

425 прочитали

Одним из самых загадочных и неоднозначных персонажей в славянской мифологии является некий Симаргл, которого частенько изображают в виде крылатого пса.

Что ж, Симаргл не один десяток лет бередит умы исследователей, заставляя выдвигать одни теории, опровергать другие, спорить, а кого-то и откровенно фантазировать (куда же без этого?).

Сегодня мы рассмотрим две, на мой взгляд, самые популярные в научной среде версии происхождения и, собственно, сущности данного персонажа.

Иллюстрация Василины
Иллюстрация Василины

Симаргл – заимствование из иранской мифологии

Данное предположение было высказано в 1933 году советским историком и искусствоведом Камиллой Васильевной Тревер. Происхождение Симаргла здесь выводится от авестийской птицы Саэна (mərəγō saēnō), от которой позднее произошёл пехлевийский (среднеперсидский) Sēnmurw, а уже от него – персидский Sīmurg.

В Авесте (сборнике священных текстов зороастрийцев) говорится о том, что Симург взмахами крыльев рассыпает все семена, какие только есть в нашем мире, находясь на острове посреди океана Воурукаша, их подхватывают дожди и ветра, разносят по всей планете.

В иранском эпосе «Шахнаме» ярко выражена функция Симурга покровительствовать великим людям: здесь чудо-птица охраняет род эпических героев и играет важную роль в истории богатыря Рустама и его отца Заля.

Со временем миф о Симурге заимствовали тюркские народы Средней Азии, татары и башкиры (надо полагать, через посредство исламской культуры, ассимилировавшей кое-что из зороастризма). У таджиков Симург так и остался Симургом, у узбеков он стал Семургом, у казахов – Самурыком, у татар – Семругом, у башкир – Самрау.

Симург часто изображается похожим на сказочную птицу-грифа, а Сэнмурв – как полуптица-полусобака.

Данная теория базируется на двух аспектах: созвучии слов «Симаргл» и «Симург»/«Сэнмурв» и изображениях, трактуемых академиком Борисом Александровичем Рыбаковым как изображения крылатых собак.

При этом Рыбаков отмечал:

Перед нами не столько заимствование, сколько одинаковость образа. В пользу этого говорит и то, что ни один из многочисленных иранских вариантов имени Сэнмурва не совпадает с русской формой.

Вот что пишет фольклорист, мифолог и филолог Елена Евгеньевна Левкиевская в книге «Мифы русского народа», придерживаясь данной теории заимствования:

О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса и в Сима и в Регла и в Мокошь»). Но, кажется, это божество – тоже иранского происхождения. Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы и которая в XVI–XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана. И вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам, что ещё раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.

В конце 90-х годов XX века сию концепцию подверг последовательной критике исследователь М. А. Васильев, выявивший ряд слабых моментов. Он обратил внимание на отсутствие исчерпывающих доказательств проникновения иранского образа крылатого пса даже на окраину иранского мира, откуда его чисто теоретически могли заимствовать русичи-язычники, и на отсутствие, как таковое, изображений собак, наделённых крыльями (там, где Рыбаков видит крылатых псов, Васильев видит либо драконов романского типа, либо миксаморфных существ).

Симаргл – это Ярило, чей эпитет написали с ошибкой

В «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (христианское сочинение, направленное против народных обычаев, языческих верований и обрядов, дата написания: XI–XIV века) говорится:

веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла).

В позднейших произведениях употребляется одно имя – Си(ѣ)марьгл или Семургл. В 1884 году профессор Санкт-Петербургской консерватории и один из первых исследователей славянского фольклора Александр Сергеевич Фаминцын выдвинул следующее предположение: переписчики допустили ошибку, начертав две буквы – «ь» и «г» – вместо одной – «ы». Если же подставить «ы» вместо «ьг», то получится Сима Ерыла.

Сим (или Сѣм) выводится от древнесабинского (сабины – народ италийской группы, язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, в более отдалённом – с латинским) «semo». Слово «semo», знакомое древнерусским книжникам, означает «полубог».

Ерыла же – это знакомый нам Ярило (о нём мы говорили здесь, здесь и здесь).