17,8K подписчиков

Замена ГРМ на 16 клапанном моторе ВАЗ (и не только) и нюансы с этим связанные.

3,1K прочитали
Всем привет!
Кто читает мой блог в курсе,что у меня рванул ГРМ.Благо все обошлось,клапана целые,но по потеть пришлось.И так поехали…
Разборка.
Первым делом снимается весь пластик.

Всем привет!

Кто читает мой блог в курсе,что у меня рванул ГРМ.Благо все обошлось,клапана целые,но по потеть пришлось.И так поехали…

Разборка.

Первым делом снимается весь пластик.Начиная с декоративной крышки двигателя,она будет мешать, заканчивая защитным кожухом ремня ГРМ.И если с крышкой проблем не должно возникнуть,в зависимости от модели там либо 4 гайки под ключ на 10 либо клипсы,то с чехлом ГРМ придется повозится.Там ,в зависимости от модболтовели,5 М6 и к некоторым довольно проблематично подлезть ,а уж про открутить и говорить не приходится.В стоке конечно болты должны быть под шестигранник на 5,но обычно их меняют на болты под ключ на 10.

Всем привет!
Кто читает мой блог в курсе,что у меня рванул ГРМ.Благо все обошлось,клапана целые,но по потеть пришлось.И так поехали…
Разборка.
Первым делом снимается весь пластик.-2

Главное нужно понимать,если торцевой ключ подошел "впритык" то таким ключом болт можно толь "сорвать" с места, а откручивать уже руками так как есть реальный шанс,что иначе вы просто окажетесь в патовой ситуации когда болт откручен ,а вынуть его не получится ведь ключ уперся в полку крыла.

Ну окей, пластик снят,что дальше?А дальше нужно снять демпфер коленвала (задающую звездочку).

Всем привет!
Кто читает мой блог в курсе,что у меня рванул ГРМ.Благо все обошлось,клапана целые,но по потеть пришлось.И так поехали…
Разборка.
Первым делом снимается весь пластик.-3

Для этого нужно снять правое колесо (по ходу движения) включить на селекторе 5 ую передачу и если вам повезло и тормозные диски у вас вентилируемые ,то обычную но хорошую (китайская не подойдёт) отвёртку нужно вставить в отверстия диска так чтобы она уперлась в тормозной суппорт ,разумеется во избежании последствий, перед данной процедурой нужно выставить метки распредвалов.

Но можно и так.
Но можно и так.

Если старый ремень стоял правильно ,то эта процедура и метку калевала выставит на место.Чтобы убедиться в том что метка каленвала встала правильно можно посмотреть в специальное смотровое окошко на КПП.

Метка на маховике
Метка на маховике

Одинарная тонкая риска на маховике должна точно совпадать с меткой на блоке.Для удобства можно вывернуть свечи зажигания,тогда вращать двигатель будет гораздо легче.

Далее ослабляем и снимаем ремень генератора.Если в вашей модели для снятия ремня полностью, нужно откручивать подушку двигателя ,не страшно.Вынимать ремень полностью не обязательно, главное скинуть его с демпфера.

И так, ремень генератора снят,метки выставлены, двигатель через тормозной диск заблокирован.

Примечание.

Если тормозные диски сплошные (без вентиляции) то вам потребуется помощник которому придется жать тормоз.

И так, начинается самое интересное.Нужно открутить болт шкива коленвала.Думаю не для кого не секрет,что данная процедура порой способна сильно подпортить нервы.

Что нам потребуется?Головка на 17.Головку желательно брать короткую и на 12 граней.Вороток , удлинитель и не лишним будет труба ½ дюйма метра 1.5.Крутим против часовой стрелки с максимально возможным усилием,но следим чтобы вороток оставался строго параллелен болту иначе голова проскочит и слижет грани на болте.И да,не лишним будет предварительно болт обильно сдобрить ВДшкой.

Далее у нас 3 варианта развития событий.

1)Болт открутился и все хорошо.В этом случае пропускаем следующие два варианта.

2)Слизало грани болта.В этом случае готовим сварочный аппарат,электрод 4мм ,гайку под ключ на 32 и соответствующую головку.

Гайку одеваем на болт,встаёт свободно,на аппарате выставляем ток 160А и тщательно обваливаем гайку изнутри.Желательно использовать электрод с основными покрытием,но если у вас мало опыта в сварочном деле то лучше взять рутиловые.

После окончания обварки даём немного остыть шву и повторяем процедуру по откручиванию.

3)Болт сломало.

Самый хреновый вариант.Тут уже потребуется керно ,экстрактор ,тонкое сверло (самое прочное какой только сможете найти) сверло под экстрактор (той же прочности) и хорошая, но небольшая дрель.Далее ищем инструкцию по выкручиванию сломанных болтов.Ваш вариант ,болт М10.

Демпфер снят?Ослабляем натяжной ролик и снимаем ремень.На распредвалах метки немного собьются ,не переживайте это нормально.

Проверяем все ли в порядке.

Раз мы все равно туда полезли не лишним будет проверить целостность сальников коленвала и распредвалов.Для этого снимаем ролики и шкивы распредвалов.И если с роликами проблем не будет то вот со шкивами … В общем их нужно будет распереть.Хорошо если у вас случайно завалялся фиксатор ,а если нет?

Примечание.

Если не уверены в своих силах то лучше не делайте то что будет описано ниже.Ведь если у вас 120;126 и т.д…. моторы в стоке то есть большой шанс случайно загнуть клапана.

Допустим ситуацию что у вас все таки есть подозрения на то что сальники или помпа текут ,а фиксатора распредвалов нет.Тогда нам поможет головка на 13-15 желательно ровная.Откручивая болт выпускного распредвала ставим ее в распор зубьев сверху,выпускного снизу. При закручивании порядок установки головки зеркало меняется.

Можно и так,но головка  надёжнее.
Можно и так,но головка надёжнее.

Аккуратнее со шпонками.Если распредвалы выставлены по меткам,то шпонки будут сверху,но потерять их как нефиг делать.

Далее откручиваем пластиковый щиток ключём и головкой на 10.

Всем привет!
Кто читает мой блог в курсе,что у меня рванул ГРМ.Благо все обошлось,клапана целые,но по потеть пришлось.И так поехали…
Разборка.
Первым делом снимается весь пластик.-7

Сняли щиток.Смотрим на сальники.Они должны быть сухими.Если видите масло, меняйте.Замена ,дело не хитрое.Чтобы снять сальник ,лично я использую обычный саморез.Вкручиваю его примерно в середину между валом и краем ,потом просто выдергиваю плоскогубцами.Для установки использую муфту на дюймовую полипропиленовую трубу.Наживляю сальник ,настовляю муфту и аккуратно молоток осаждаю на свое место.

Далее обязательно нужно проверять помпу.Ни какой влаги быть не должно!Шкив помпы должен крутится легко и без заеданий.У шкива не должно быть люфта от слова вообще ни в какой плоскости.Если любой из вышеописанных дефектов присутствуют,помпа под замену.

Помпа меняется не сложно.Нужно слить антифриз ,открутить 3 болта крепления и аккуратно постукивая по шкиву помпы снять её.Обязательно!!!Нужно почистить посадочное место помпы на блоке от грязи и старой прокладки.

Что у нас еще осталось?Ах да, сальник коленвала.Что бы его проверить понадобится снять шкив,а это не всегда так просто как кажется.Шкивы часто закипают и не всегда может помочь съёмник.В самом крайнем случае берете сверло по металлу на 6-8 мм и сверлите в шкиве два отверстия.Над шпонкой и с обратной стороны от коленвала.После чего зубилом разбиваете шкив.Все нужно делать аккуратно,чтобы не зацепить сам коленвал и блок.Шкив стоит копейки ,на момент написания статьи средний ценник был в районе 120 руб.

Процедура замены сальника аналогична как и на распредвалах.

Всё проверили?По необходимости заменили?

Но бывает и ещё одна проблема.Посадочное место шпонки разбито.Такое встречается как на распредвалах так и на калевале.Что же теперь менять дорогостоящую запчасть?Не спешите.Не мной придумано ,но лайфхак работает.Сажаем шпонку на холодную сварку естественно все предварительно обезжирив.Ждем полного застывания и вуаля,люфт ушел.

Ставим пластиковый щиток на место ,крепким ,устанавливаем шкивы и … А вот ролики нужно ставить новые.По регламенту срок жизни роликов равен сроку жизни ремня.Решите сэкономить ,не удивляйтесь потом сюрпризам в виде обрыва ремня ГРМ из за заклинившего или бешено лювтящего ролика.

Но и тут могут быть проблемы,бывает что выкручивается шпилька ролика.Если резьба целая то не страшно.Обезжириватель и фиксатор резьбы вам в помощь.Если резьбе конец ,то тут на помощь придет опять же холодная сварка.Мажем резьбу и аккуратно вкручиваем на место.Ждем полного застывания и выкручиваем.Если не "идет" оставляем,если выкручивается свободно то мажем фиксатором резьбы и снова вкручиваем на место.

В среднем комплект ГРМ на ваз 10 го семейства сейчас стоит в районе 3500 рублей.Экономить и покупать дешевую продукцию из Поднебесной я бы крайне не советовал.Может повезёт и поменяете его через 60000 без последствий,а может не повезет и через пару тысяч км. эвакуатор повезёт вас в сервис.

Установка ремня.

Например у меня в среднем на установку ремня уходит 15-20 минут с помощником и чуть больше если один.При этом у меня нет никакой специальной приблуды.Как так можно?Да легко.И секрет тут прост.Постараюсь объяснить максимально подробно.

И так.Вы одели ремень на шкив коленвала убедившись что он (коленвал) выставлен по метке.Далее пропустили его через помпу ,оба ролика и … Дальше стоп.Теперь берём ключ (на 17) и шкив впускного распредвала перемещаем на два зуба вправо от риски после чего одеваем на него ремень и рукой придавливает сверху не давая ему проскочить.Далее уже с натянутым ремнем ,придерживая ключом за болт подводим шкив по меткам.Дальше лучше делать с помощником ,одному будет не очень удобно.Выпускной распредвал ставим по меткам и натягиваем на него ремень.Вот собственно и все ремень можно опускать и натягивать роликом.Тут нужна сноровка,с первого раза не факт что получится.У меня выходит со второго а то и третьего раза.Если у вас получится с первого,то тут вам огромный "респект".

Как натянуть ремень без специального ключа?Если у вас самонатяжные ролики ,то тут просто нужно снять чеку и он сам натянется.А если ролик обычный?

Понадобится два болта М3 ,отвёртка и ключ (на 17).В отверстия ролика вставляете болтики ,подходят почти идеально,в распор ставите отвёртку и поворачиваете против часовой стрелки,без энтузиазма,усилие на вскидку примерно 0.5 кг.

Да ,знаю что ролик надо тянуть по часовой стрелке,но именно этим способом сделать это будет крайне неудобно.Да и если ролик нормально затянут ему как бы пофиг в какую сторону его крутили.

Ролики затягиваются с усилием чуть больше килограмма!!! Перетягивать не в коем случае нельзя!!!Сам ролик выдержит ,а вот за гнуть шпильку можно легко ,а это крайне не желательно!

И так, ремень стоит,он натянут … Не спешите прыгать за руль.Первым делом еще раз проверьте все метки!Совпадают?Если да то можно ставить демпфер и затягивая несколько раз провернув двигатель после чего снова поставить его например по меткам распредвалов.Убедится ,что оба распредвала встали четко по меткам.После чего в смотровом окне на КПП проверить метку коленвала.Метки не ушли? Замечено! Проверяем натяжку ремня.Сверху, между распредвалов ,посередине берем ремень двумя пальцами и выгибаем.С усилием максимум он должен встать на 90°.Если ремень это делает свободно ,то его нужно подтянуть,а если не можете выгнуть то ослабить.

Вот собственно и все.

Протягиваем болт шкива коленвала так же заклинив его отвёрткой через тормозной суппорт или с помощью помощника жмущего тормоз.Накидываем ремень генератора натягиваем его по тому же принципу что и ГРМ.(посередине с усилием должен вставать под 90° на изгиб) Собираем защитный кожух ГРМ , вкручиваем свечи ,ставим на место колесо.

Машина на колесах?Не лишним будет контрольная проверка меток.

Первый запуск.

Если все сделано правильно ,то возможно два варианта развития событий.Двигатель взревет с пол оборота и вообще не запускаются с первой попытки.Оба варианта вполне нормальные.Просто в первом варианте вы все сделали "чисто" во втором не очень.Возможно вы или кто-то (дети например) включали зажигание и залили цилиндры.Так же второй вариант возможен,если вы всё-таки использовали сварку ,а значит скидывали клемму с АКБ.

Так что не стоит переживать,просто выжав сцепление немного нажмите на педаль газа.Машина "прочихается" и придет в норму.

Примечание.

Сварочные работы с автомобилем проводятся только с снятым АКБ!!!

Надеюсь информация была полезной.

Жду ваши комментарии.

Если вам нужен совет или любая другая помощью, пожалуйста пишите в личном сообщении.У меня почти две сотни статей, десятки комментариев… Ваш я могу просто не заметить.

Всем удачи!