Свод прописанных или негласных правил в организации, стандарты поведения, принятых в той или иной компании – все это можно отнести к корпоративной культуре. Также сюда можно отнести отношение к людям, к работе, свободному времени, к деньгам.
У истоков корпоративной культуры всегда стоят основатели бизнеса и нынешние лидеры. По сути, корпоративная культура, в самом начале своего формирования, это отражение их базовых ценностей и моральных установок. Когда компания небольшая, культура формируется естественным образом, а уже потом можно влиять на нее различными методами и способами, отсекая все ненужное и оставляя лишь то, что необходимо для процветания компании.
Здоровая корпоративная культура – это не только приятный коллектив и комфортные условия, но и соответствие бизнес-целям компании. Сотрудники должны болеть за свое дело, развиваться, совершенствовать свою работу, работать не от «звонка до звонка», а с интересом, «на результат».
Именно здоровая корпоративная культура помогает принимать на работу сотрудников, которые идеальны для работы в той или иной команде, обладающих сходным мировоззрением, характером, хорошо понимающих друг друга.
Корпоративная культура – способ мотивации
Личное признание
Иногда недостаточно просто премировать сотрудника, многим нужно публичное признание достижений. Таким образом, в корпоративную культуру входит разработка системы нематериального поощрения: например, персональный рейтинг сотрудника или ежемесячное голосование по результатам выполненных работ/проектов.
Причастность к общему делу
Сотруднику нужно видеть свою причастность к общему делу и результаты своей работы. Здесь должна быть хорошо продуманная коммуникация с менеджментом компании. Например, стоит проводить регулярные собрания, на которых обсуждаются успехи, задачи или цели компании, где сотрудник может задать любой интересующий его вопрос.
Карьерный рост и повышение квалификации
Сотрудники ценят возможность карьерного и профессионального роста. Компания в таком случае проводит тренинги, курсы, презентации; разрабатывает внутренние программы для повышения квалификации или закупает корпоративные курсы; организует корпоративную библиотеку.
Поддержка новичков
Важно, чтобы нового сотрудника встречала доброжелательная обстановка, ведь чем быстрее адаптируется новичок, тем быстрее он будет приносить компании пользу.
Праздники и мероприятия
Самый популярный способ нематериального поощрения сотрудников: корпоративы, спортивные турниры, общие походы в кино, выезды на природу. Кстати, многие компании практикуют тимбилдинги с привлечением специалистов по организационной психологии: в ходе таких мероприятий коллеги лучше узнают друг друга, учатся слушать, слышать и доверять. Но разрабатывать такие программы должен, повторимся, специалист-психолог.
Профессиональное общение
Сотрудники должны четко понимать свои обязанности, что и как делать в той или иной ситуации, к кому обратиться с вопросами, в каком порядке выполнять задачи. Это помогает избегать недопонимания, проволочек в выполнении задач и решении проблем. Что, в свою очередь, повышает производительность труда.
Лояльность
Сотрудники должны понимать, что они спокойно могут выказывать свое недовольство, не боясь, что их уволят на следующий же день. Проблемы, которые замалчиваются (не решаются), приводят к расколу коллектива, снижению производительность труда.
Зачем вкладываться в развитие корпоративной культуры?
Грамотный руководитель понимает, что все, что он вкладывает в своих сотрудников, вернется ему сторицей.
Самый главный и ценный ресурс любой компании – это люди. Грамотная корпоративная политика позволяет набирать лучших и перспективных сотрудников. Что руководитель может им предложить, если нет никакой корпоративной культуры, в отделах неразбериха, а служебные обязанности толком объяснить некому? Работа в комфортной обстановке, с адекватным и лояльным руководством, среди единомышленников, которые всегда готовы поддержать, где есть возможность карьерного роста, возможность совершенствовать свои профессиональные навыки, при этом получая достойную заработную плату – это ли не работа мечты? Конечно, попадая на такую работу, человек будет стараться как можно лучше выполнять свои обязанности, а чем выше производительность труда, тем успешнее компания.
Психологи, которые специализируются на организационной психологии и способны разработать и внедрить корпоративную культуру в компании, — весьма ценные, востребованные и высокооплачиваемые специалисты на рынке труда. Поэтому предлагаем вашему вниманию курс повышения квалификации «Организационная психология менеджмента». Курс также подойдет для руководителей и HR-менеджеров, которые хотят лучше разбираться в этом вопросе и сформировать правильную корпоративную культуру в своем коллективе.