В прошлой статье, мы говорили о том, что может сделать каждый из нас для своей страны. Мы говорили о соотношении наших усилий по борьбе с негативными проявлениями в нашей жизни и разрушительных тенденциях, связанных с этим. О том, где заканчивается борьба за свои права, и начинается борьба с государством, то есть со своим социумом, в котором мы и живем. Графически мы посмотрели, как формируется власть, из нас же самих, и какой делаем ее мы.
Я всегда отвергала революционный путь развития общества. Революция всегда насилие, а насилие разрушительно. И мысль, которая питает меня, заключается в том, что именно эволюция нашего общества приведет и к эволюции в государственном аппарате. Необходима кардинальная ломка в мышлении самого человека. Понимание деятельной роли каждого в его стране. Привитие отвращения к воровству, неприятие казнокрадства, взяточничества. Необходимо воспитание в себе уважения к чужой собственности, уважение к интересам окружающих. Тогда возможны качественные перемены. Системы не ломают, их перестраивают.
И Путь насилия, уничтожения и разрушения –здесь неприемлем, мы все это увидели за последние два –три десятка лет, на примере наших соседей и не только.
И здесь мне кажется интересным опыт Мартина Лютера Кинга в борьбе за гражданские права в Америке. Этот опыт имеет смысл переосмыслить. Во-первых, все наши внутренние помыслы, касающиеся наших взаимоотношений с властью, - это тоже гражданские права. И во-вторых, та основательная перестройка которую в итоге добился в сознании Мартин Лютер Кинг, навряд ли была менее глубокой чем та в которой нуждается наше общество. Учитывая махровый расизм поколениями укоренявшийся в Америке.
Надо сказать что аболицизм в Америке имеет довольно долгую историю. Началось это движение как продукт осмысления христианских добродетелей квакерами. И что каждый человек как создание Божье, - создан равным. Прошедшая Гражданская война в США фактически не привела к равенству белого и черного населения, особенно в Южных рабовладельческих Штатах, классического Диксиленда.
. Сразу же после принятия 13 поправки освобождавшей более 4 млн рабов, американское общество ответило реакцией в виде печально известных законов Джима Кроу, регламентирующих жизнь афроамериканцев – где работать, сколько получать жалование, а также введение расовой сегрегации, - раздельных школ, раздельных магазинов, парикмахерских и др. Вплоть до уступки места белым в транспорте. Бесчинства учиняемые боевиками Ку-Клукс-клана, так же не находили осуждения у государства. Правовая защита не работала, так как полиция с первых эпизодов набиралась из солдат Конфедерации, и вчерашние рабы чаще всего вновь оказывались заключении, трудясь уже в трудовых лагерях на законных основаниях.
Такая система просуществовала до самых шестидесятых-семидесятых годов 20-го века.
Америка помнит многих кто боролся за гражданские права в Америке. Медгар Эверс, Малколм Икс, Джимми Ли Джексон.
Однако именно Мартину Лютеру Кингу, получившему качественное образование, баптистскому священнику и прекрасному оратору, удалось переломить ситуацию в государстве. И что самое главное в - сознании людей.
Глубоко зная суть христианского учения, он смог изучить и переосмыслить учение Ганди, в основу которого была заложена любовь и ненасильственные методологии борьбы и работы Уолтера Раушенбаха, убедившие Кинга в том, Что религия которая заботится только о Душе, - мертвая религия, ибо в основе любой религии должен стоять Человек, со всеми своими проблемами, социального и экономического характера. Его жизнь, и его материальная сторона. И в этом синтезе Кинг видел реализацию идей Иисуса Христа.
Концепция непротивления злу насилием, и истинный смысл недостижимого многим принципа «подставь щеку» раскрылся для Кинга в новом свете. Не насилие, а убеждение должно лежать в основе сопротивления. Убеждение меняет сознание. Когда «новое сознание» овладевает определенным количеством людей, тогда и только тогда возможны качественные изменения. Без этого, любая борьба теряет смысл, так как побеждая палача, жертва сама превращается в палача, будучи не в состоянии выйти из порочного круга. Не изменив мышления не изменишь окружающий мир. И все попытки будут заканчиваться лишь повторением того мира, в котором было сформировано мышление индивида.
И здесь принцип непротивления злу насилием означает вовсе не пассивность, но величайшую победу в первую очередь над собой – обретение способности принимать страдание и сопереживать близким без мщения. То есть объектом борьбы по Кингу, должно быть явление, но никак не человек или государство как таковое..
И он показал на практике всю силу нового принципа. Будучи в Монгомери, он возглавил «автобусный протест», причиной чего стало выдворение Розы Паркс, обычной афроамериканки отказавшейся уступить место белому.
Не было ни бутылок с зажигательной смесью, ни зажженных фаеров, ни скандирования «Дуайт должен уйти!» Протестующие просто бойкотировали автобусное сообщение. И они победили. Через год власти Алабамы признали незаконными сегрегационные законы.
Выдающиеся ораторские способности, и убежденность Мартина Лютера Кинга пробивали брешь в расистском сознании многих белых американцев. И это было главной победой Мартина. Общество осознавало, что человек был создан равным. И невозможно построить здорового общества на неравенстве людей. "Мы либо научимся жить вместе как братья. Либо все вместе погибнем как глупцы" говорил он.
Интересно, что была и иная альтернатива. Борьбу за гражданские права в Америке другой дорогой вели и ряд исламских проповедников. Так небезызвестный борец за права небелого населения США, эль-Хадж Малик эш-Шабазз или Малкольм Х, один из лидеров созданной Уоллесом Фардом Мухаммадом, «Нации Ислама».
Однако вскоре, в 1964 году, он разочаровывался в организации и покинул ее. «Нация Ислама» выродилась в реакционную расистскую организацию, которая сама в свою очередь исповедовала идею превосходства черной расы, призывала к бойкотированию призыва в Армию во времена 2 мировой, запрете смешанных браков, серий преступлений на расовой почве и погружению в антисемитизм. Ричарда Вайнена в своей «Долгий 68: радикальный протест и его враги» отмечал, что Малькольм все более и более отдалялся от радикальных идей "Нации Ислама", дистанционировался от идей насилия, и уже больше ездил по миру, посетив Мекку, многие страны Африки. В Нигерии называли его называли "сыном вернувшимся домой".
21 февраля 1965 года Активисты "Нации Ислама" устранили Малькольма Х прямо на выступлении Организации Афроамериканского Единства, 21 пулей. "Нация Ислама", существует в нескольких городах, до сих пор и сейчас, когда BLM приобретает все более гротескные формы, кто знает, не станет ли она вновь востребована?
Насилие порождает насилие.
Кстати имелась еще одна организация крайне радикального толька образовавшая некий синтез из маоистов и радикальных черных активистов - "Черные пантеры". Интересно что в ней состояла Афени Шакур. А позже активистом Черных пантер стал и ее сын, знаменитый рэпер Тупак Шакир.
К сожалению Тупак закончил так же как и Малькольм Х. Неважно, что было истиной причиной причиной, - война рэперов восточного и западных полушарий, или личные взаимоотношения с мафией.
Насилие порождает насилие.
И это не тот фундамент на котором можно построить что-то здоровое и жизнеспособное.
Спасибо за прочтение. Подписывайтесь на канал, и ставьте лайк, если Вам было интересно, я же в свою очередь, постараюсь познакомить вас с другими интересными событиями. Делитесь комментариями. Не прощаюсь.
Желающим разобраться в истинных механизмах стоящих за "Black Lives Matter". харассмент- скандалами и феминистическим движением современности , могу предложить следующие статьи;
https://zen.yandex.ru/media/id/5f7dd6cc2c89770d8a986f50/605474503729ca110ef35624
а также вторую часть -https://zen.yandex.ru/media/id/5f7dd6cc2c89770d8a986f50/60549495dafea2021a94980a
Ваша Алич.