Найти в Дзене
Деньги и Печеньки

Современные финансовые регламенты

Оглавление
somewhere in Roma...
somewhere in Roma...

Классика жанра

Типовыми решениями в работе финансовых служб являются инструкции и положения о платежном календаре, о проведении платежей, политики ведения управленческого учета, о формировании внутренней отчетности и т.д. И это ... в лучшем случае :)

Зачастую инструкции отсутствуют вовсе, а порядки и процессы передаются от старших к младшим, и при возникновении каких-либо вопросов вы услышите : "тут так заведено" или "так исторически сложилось".

Печально, но именно так живут большинство компаний, и это жестко ограничивает их развитие. Неформальны правила игры позволяют токсичных сотрудникам пользоваться системой "наоборот" . Также внезапный исход человека знаний делает процесс восстановления работы финансовой службы (да и любой другой) долгим и мучительным. А это прямые потери бизнеса.

Мне сейчас возразят, - какие нафик инструкции, работы полно! И будут правы, работы всегда безумно много, особенно у ответственных фиников.

Однако это как парадокс непознанных тайн вселенной, чем больше работы, тем она хаотичней. Рост числа работников не решает проблему эффективности, а наоборот, уменьшает её. Правила, насаждаемые устно или прямыми приказами, рано или поздно нарушают в своих интересах и мы приходим таки к необходимости создания прописных регламентов.

Для кого правила?

И тут интересный вопрос, а кому мы создаем регламенты, инструкции, правила?

Большинство ответят - ясно ж кому! Сотрудникам финансовых отделов и бухгалтерии. И для классической школы это правда. Суть - должностная инструкция, обязательная к выполнению, как инструкции к холодильнику - когда дверь отрыть, а когда закрыть, как не сломать.

Масштабы таких инструкций могут достигать циклопических размеров, особенно в гос.корпорациях. И мы получаем проблему номер два (или три?) - никто не успевает не только свою работу делать, но и не успевает читать/следовать инструкциям, по которым надо эту самую работу выполнять. Замкнутый круг!

Что новенького?

Современные компании решают эту проблему меняя подход к работе "внутренних служб", в том числе и финансовых. Подход заимствован у ИТ служб техподдержки пользователей и обобщенно называется Service Level Agreement (SLA) или Соглашение об уровне обслуживания.

Это означает, что вместо централизованного управления каждым отделом, им дается относительная свобода действий. Однако руководство, да и другие отделы, в первую очередь, продаж, производства, логистики, - выставляют собственные, "рыночные" ожидания отклика внутренних сервис- отделов на свои запросы.

В свою очередь этот желаемый отклик продиктован стратегией и тактикой развития бизнеса, требованиями к сохранению и повышению его конкурентоспособности, особенностями технологических процессов.

Далее, сервис-служба оценивает реальность предъявляемых требований и примеряет их на свою структуру, возможности, ресурсы и процессы, и далее варианты:

  • желаемые сроки отклика совпадут с возможностями службы, все норм,
  • служба потребует у руководства дополнительные ресурсы и бюджеты для следования желаемым срокам,
  • сроки будут отредактированы до разумно возможных в существуюих реалиях функционирования службы.

Таким образом, на основе компромисса разных целей и возможностей каждого из отделов компании, создается простой и короткий документ, который не столько задает правила внутренним службам, сколько декларирует общие и понятные правила получения их "услуг", одновременно .

Далее рассмотрим пару примеров таких современных регламентов и как они могут творить волшебство. =)

Оставайтесь на канале,

управление бизнесом, финансы и весна - это всегда интересно =)