Найти тему

Итоговое сочинение. Разбираем 5 тему сочинения

Больше всего опасений вызывает пятое направление «Между прошлым и будущим». Я понимаю, что вряд ли сформулируют тему исключительно по современной литературе. Скорее всего, будет (хотя бы на уровне сопоставления) возможность обратиться к классике. На просторах Интернета «гуляет» достаточно много различных формулировок тем по предложенным направлениям, в том числе и по этой. Разберем одну из них.

Может ли классическая литература дать ответы на вопросы современной молодежи?

Когда в теме звучит вопрос, нужно обязательно дать на него ответ, причем совершенно конкретный. В данном случае – может или не может. Конечно, вы вправе не согласиться, дать отрицательный ответ. Главное – доказать свое мнение. И доказать, ясное дело, на литерных примерах.

С чего начать? Порассуждайте над самим понятием КЛАССИКА. Почему одно произведение считается классическим («Горе от ума» Грибоедова, «Отцы и дети» Тургенева), а другое нет (например, очень интересная дилогия Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (1874 г) классической литературой не считается)?

Значит, быть интересным, занимательным недостаточно. Классическое произведение поднимает проблемы, актуальные до сих пор, дающие ответы на волнующие нас вопросы.

1. Например, вопрос, характерный русской литературе, - вопрос о смысле жизни.

На мой взгляд, самые яркие персонажи – Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»), князь Андрей и Пьер Безухов (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Прочитаем монолог Печорина.

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться».

Любое действие Печорина, любой его поступок и проступок объясняется тем, что он не знал, куда деть «силы необъятные», вот и растрачивает их впустую. То из скуки следит за «честными контрабандистами», нарушив их мир, обрек старуху и слепого мальчика, которым они помогали, на нищенское существование. Вступает с Грушницким в непонятный спор, который приведет к дуэли и гибели бывшего друга. Разрабатывает стратегию по завоеванию кавказской девушки, которая тут же и надоедает ему. И это далеко не весть перечень. А ради чего? Лермонтов нас словно предупреждает, что БЕС-ЦЕЛЬНОЕ существование губит и нас самих, и окружающих.

О героях Толстого можно прочитать исследования В.Я. Линкова.

«Пьер и Андрей совершают духовный путь поиска и обретения истины, освобождаясь от веры в великих людей. (…) Жизнь, принося героям писателя новый опыт, разрушает их убеждения и заставляет вырабатывать новые. Духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине обусловлены сомнением, разочарованием и отчаянием. Вера – крушение, вера – крушение – вера – таков ритм жизни лучших героев «Войны и мира» Пьера и Андрея, таков ритм жизни человечества. Пьер и Андрей проходят через ряд потерь и обретений. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания разбивают их убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, более истинные, которые дают им гармонию, смысл и радость жизни».
«Духовная жизнь состоит в поиске или в согласии со смыслом, которые не уничтожается смертью. Все главные герои Толстого живут духовной жизнью, ощущая связь с бесконечностью или стремясь обрести ее. Цель ее – радость, которую дает человеку внутреннее согласие и гармония с миром. В несчастье человек всегда в разладе с миром».
«ТО, что человек любит, к чему стремится, что приносит ему счастье, и составляет основу его веры. Вера – это не то, что человек говорит, а то, чем и ради чего он живет. В «Войне и мире» мы встречаем множество героев, которые отличаются друг от друга своими жизненными верами. Толстой постоянно исследует, взвешивает и сравнивает разные веры, чтобы найти и утвердить лучшую. Лучшая та, что побеждает смерть и делает человека готовым к любым ударам судьбы».

2. Не менее актуальна проблема дружбы.

Наверняка и у вас, как у меня, сразу возникает ассоциация со стихотворениями Пушкина, со знаменитыми строчками:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

В принципе никто не запрещает обратиться за примерами к поэзии, тем более стихотворения легко запоминаются.

Однако лучше всего вспомнить, как раскрывается тема дружбы на примере героев Пушкина Онегина и Ленского (роман «Евгений Онегин»).

Встретились герои, мало похожие друг на друга
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Однако главным была не их разница, а их общее ОТЛИЧИЕ от окружающих: они оба образованны, их мало интересуют разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», поэтому вместе проводят вечера:

Настанет вечер деревенский: Бильярд оставлен, кий забыт, Перед камином стол накрыт, Евгений ждет: вот едет Ленский На тройке чалых лошадей; Давай обедать поскорей!

Достаточно ли подобного для настоящей дружбы? Почему в результате они встретились на дуэли? Стоит обратить внимание на лирические отступления после эпизода дуэли, в которых Пушкин мастерски обыгрывает антонимы «друг-враг». Обратимся к книге Н.Долининой «Прочитаем «Онегина» вместе».

«И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах «враг» и «друг». В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами этого не знают.
Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда Боится ложного стыда.
...Плащи бросают два в р.а г а.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперь сформулирована коротко и точно:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда».

3. Тема любви – одна из главных тем мировой литературы.

Какое бы произведение мы ни взяли, в каждом есть любовная тематика: и в «Евгении Онегине» Пушкина, и в «Горе от ума» Грибоедова, и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и у Тургенева в «Отцах и детях», и у Достоевского, и у Толстого. Прочитайте цитаты, их можно использовать в сочинении.

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.

О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.

О других я хочу думать. Думаю о тебе.

Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе. (Л. Озеров)

«У счастья нет завтрашнего дня.. У него есть настоящее - и то не день, а мгновение» (Тургенев)

«Любовь не должна просить... и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться самой в себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама». (Герман Гессе)

«Надо любить, мы все должны любить... Без любви не было бы жизни; кто боится и избегает любви, тот не свободен» (Чехов)

«Если собираешься кого-нибудь полюбить, научись сначала прощать». (А. Вампилов)

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец». (Е. Шварц)

«Любить - значит испытывать волнение при мысли о некоей возможности, которая затем перерастает в потребность, настойчивое желание, навязчивую идею» (А. Моруа)

«Любить - значит делать добро» (Толстой)

Продолжение следует.