.
.
Поскольку книга Откровение Иоанна Богослова делится на две не похожие ни по форме изложения, ни по содержанию части, в современной библеистике принято называть первые три главы Откровения «Посланием семи церквям», а главы с 4 по 22 — «Пророческими видениями ап. Иоанна Богослова».
При этом вполне очевидно, что первая часть книги Откровение связана единой «сквозной» логикой, и содержит простые и понятные свидетельства и пророчества. Поэтому и воспринимается «Послание семи церквям» достаточно просто: как обращение-наказ Господа к собраниям и отдельным людям, находящимся в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикии, то есть в семи городах, расположенных на полуострове Малая Азия.
Конечно, в «Послании семи церквям» присутствуют и прикровенные иносказания, поэтому некоторые фрагменты первых трех глав книги Откровение нельзя назвать очевидными ни в буквальном прочтении, ни, тем более, с учетом обозначенных в этих фрагментах иносказательных смыслов. Однако даже с такой оговоркой вторая часть книги Откровение выглядит более сложной для разумения, — а некоторые описанные в ней события не «раскрываются» читателю даже в самых общих чертах.
Так, например, в отличие от «Послания семи церквям», в «Пророческих видениях» представлены слова и свидетельства множества различных «лиц» и «голосов» (сравн. — Откр.5:5, Откр.7:13-14, Откр.10:8-11, Откр.18:2 и т.д.), — а само повествование есть череда удивительных и как будто не связанных между собой событий, в которых участвуют иногда одни и те же, а иногда совершенно уникальные персонажи.
Кроме того, некоторые события второй части книги Откровение совершаются «на небе» (Откр.8:1-2, Откр.12:1 и т.д.), другие — «на земле» (Откр.11:10, Откр.12:13 и т.д.), а третьи — в некоем «духовном измерении», которое может восприниматься и как часть видимого мира, и как невидимая реальность, напр.:
И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном (Откр.17:3)
.
Поэтому несмотря на то, что за прорисованными во второй части книги событиями чувственно ощущается определенное единство, которое порождает желание воспринимать отдельные эпизоды «Пророческих видений» частью последовательного и логически завершенного повествования, — читателям Откровения очень сложно собрать все происходящее в единую и цельную смысловую панораму и «спроецировать» представленные в книге свидетельства на какие-то известные и понятные «земные» (т.е. «физические», исторические и т.д.) события таким образом, чтобы эта проекция не требовала новых истолкований и не порождала новых неразрешимых вопросов.
Так что остановиться на каком-то более-менее приемлемом варианте умственно-логического разумения «Пророческих видений ап. Иоанна Богослова» оказывается весьма непросто.
Более того, если не ограничиваться общим замечаниями, различия в «степени прозрачности» между двумя частями книги Откровение можно рассмотреть и более подробно.
(Под понятием «степень прозрачности» подразумевается в данном случае не только уровень абстракции, определяющий внешнюю, формальную «непохожесть» пророческих образов Откровения на прорисованную через эти образы реальность, — но и некая временна́я и «пространственная» отдаленность тайнозрителя от тех событий, свидетелем которых он становится)
Так, в первой части книги Откровение сразу же называется конкретный календарный день (Откр.1:10), когда ап. Иоанн пребывал в конкретном «географическом» месте (на реальном острове Патмос, который находится в Эгейском море, Откр.1:9). И далее все представленные в «Послании семи церквям» смыслы и события не выходят за определенные и по «составу участников», и по месту, и по времени рамки (за исключением отдельных пророчеств, например «…и будете иметь скорбь дней десять», Откр.2:10, или «И детей ее поражу смертью…», Откр.2:23).
При этом во второй части Откровения ни место, ни время происходящих событий в физическом измерении не определены, — а участники этих событий или прорисованы иносказательно, или вообще остаются неназванными (как, например, не названы те, кто «питает жену в пустыне»), сравн.:
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр.12:6)
.
В первой части книги Откровение тайнозритель является самым непосредственным участником, а отчасти и исполнителем всего происходящего (напр., «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…», Откр.1:11 и т.д.).
А во второй части (за исключением нескольких коротких эпизодов) он скорее сторонний наблюдатель, — причем иногда настолько «сторонний», что его личное взаимодействие с образами и персонажами, проходящими перед его взором, не представляется возможным, а сами события выглядят независимыми от возможных созерцателей (а не «прорисованными» специально для тайнозрителя).
Кроме того, в первой части книги Откровение все обращения имеют достаточно очевидных адресатов и конкретные формулировки, почему и для чего (с какой целью) каждому из адресатов посылается именно такое слово.
А во второй части книги ни суть происходящего, ни личности участников (за некоторым исключением) не поясняются ни со стороны небесных персонажей, ни через авторские комментарии самого тайнозрителя.
(И, тем не менее, некоторые видения и сюжеты сопровождаются обращениями к верующим с призывами к действию, что свидетельствует о прямой причастности читателей ко всему происходящему, сравн.- Откр.14:12; или «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее...», Откр.18:4; и т.д.)
Причем это только самые очевидные отличия, разделяющие книгу Откровение на две «обособленные» части: любой предложенный список может быть дополнен множеством наблюдений и замечаний, свидетельствующих о том, что в число многих особенностей книги Откровение входит и явная «двойственность» ее общей структуры.
А поскольку нет никаких сомнений, что каждая особенность священных текстов имеет знаменательный смысл, — причины и смыслы столь существенных различий между двумя частями единой книги требуют самого тщательного рассмотрения и осмысления.
Так, например, сам факт существования двух различных «стилей общения» прямо соответствует отношениям Господа со Своей Церковью (с одной стороны) — и с миром, пребывающим в неверии (с другой стороны).
Что касается христиан, — о простоте и доступности для уверовавших всех более-менее существенных новозаветных смыслов прямо свидетельствует и Сам Господь, и Его Апостолы:
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах (Мк.4:11)
Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой (Ин.16:28-29)
.
При этом для тех, кого Спаситель называет «внешними», многие библейские смыслы остаются недоступными не потому, что такие люди даже не пытаются эти смыслы понять, а по той причине, что возвышенные евангельские свидетельства надежно сокрыты от «внешних» завесой промыслительной прикровенности, сравн.:
…они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют… (Мк.4:12)
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее (Откр.5:3)
.
С другой стороны, можно отметить, что вселенская христианская проповедь совершается в простоте слова, — а все, что имеет первостепенное значение для обращения, уверования и покаяния, Церковь возвещает человечеству самым понятным и доступным языком, без каких-либо намеков и иносказаний. Более того, основополагающие смыслы евангельской проповеди настолько просты, что зачастую воспринимаются внешними как «юродство», — то есть как примитивность, граничащая с глупостью (сравн. – 1 Кор.1:17-21). И хотя выглядеть простым в очах мирских мудрецов крайне невыгодно, — публичное христианское свидетельство не содержит намеков на весьма привлекательные для мирского мышления «тайные знания» (к которым относятся и предсказания грядущих событий; и разумение духовных процессов, происходящих и развивающихся в видимом и невидимом мире; и скрытые механизмы, лежащие в основе глобальных мировых событий и отдельных человеческих поступков, и т.д.).
Другими словами, эксплуатация человеческих пороков (к которым относится и «обычное» мирское любопытство), как и поддержание в слушателях иллюзии принадлежности к узкому кругу «избранных», которым открыты недоступные всем прочим тайны (т.е. поощрение интеллектуального любостяжания и скрытой гордыни), не входят в число тех методов, на которых утверждается подлинно христианское свидетельство об Иисусе Христе и Его Евангелии.
(Зато подобные методы по понятным причинам всегда востребованы у лжеучителей, лжепророков и обольстителей)
И, тем не менее, многое из того, что знает и разумеет Церковь, остается для внешних непонятным и недоступным. А поскольку за духовной оградой Церкви Христовой именно книга Откровение является одной из самых, если не самой известной и обсуждаемой «внешними» христианской загадкой (тайной), — уже само это обстоятельство следует воспринимать в качестве совершенно особенного и весьма знаменательного новозаветного свидетельства.
Суть этого свидетельства сводится к тому, что, как уже отмечалось ранее, те жизненно необходимые истины, которые человеку необходимо знать и о своем Творце, и о себе самом, Церковь возвещает в самой очевидной и доступной форме, не прибегая к притчам и иносказаниям. Весть о Спасителе и Его Жертве; проповедь Царствия Небесного; обличение мира во грехе; свидетельства о греховной смерти человечества, неизбежном Суде Божием и грядущей погибели ветхого творения, и т.д., открыто проповедуются «живущим на земле» самыми простыми и понятными способами, которые только возможны. Однако от этих очень простых, но жизненно важных истин «мир сей» просто отворачивается, — то есть закрывает и «глаза», и «уши», не желая ни видеть, ни слышать буквально ничего ни о Господе, ни о причинах и законах своего собственного существования, ни о своем бедственном положении, ни о своей незавидной судьбе.
(То есть возвещенные в простоте слова евангельские истины не вызывают у пресыщенных, самовлюбленных и самодостаточных никакого интереса, и не выглядят для них чем-то существенным. Так что в этом смысле и мир беззакония в целом, и каждая погибающая душа в отдельности, уже 2000 лет пребывают в «духовной позиции» вавилонской блудницы: «Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!», Откр.18:7)
А с другой стороны, весьма показательным на этом фоне является тот явный и неподдельный интерес, который просыпается у «умных и разумных» сразу же, как только речь заходит о тайнах, сокрытых в Откровении Иоанна Богослова, что прямо свидетельствует об ограниченности и ущербности накопленного «живущими на земле» интеллектуального имения, которое (при всей его обширности) не приближает мир к совершенству, и не раскрывает смыслов его собственного бытия, и не привносит в него ни гармонии, ни внутреннего покоя.
Более того, именно избирательное любопытство неверия обнажает господствующую в мире похоть обладания (любостяжания), которая в духовном смысле не ограничивается материальными ценностями, но распространяется и на вожделенное для многих «интеллектуальное» и «информационное» знание (сравн. – Лк.12:15).
А поскольку ни один человеческий порок не может примириться с недоступностью предмета своего вожделения, — в среде «внешних» никогда не прекращались попытки раскрыть тайны книги Откровение и пополнить свое «мирское имение» сокровищами возвещенных в ней Божественных смыслов.
(Или, на худой конец, хотя бы уговорить самих себя, что все более-менее значимые тайны мироздания уже раскрыты, и ничего существенного к этому «драгоценному» знанию книга Откровение добавить не может)
Другими словами, христиане, разумеющие, что Господь помогает в нужде, но не удовлетворяет похоти, при рассмотрении смыслов и свидетельств книги Откровение должны опираться на убеждение, что в ее иносказаниях нет и не может быть того, что вожделеет мир (т.е. неких отвлеченных «интеллектуальных» тайн и предсказаний мирских событий), — и что последняя книга Св. Писания продолжает и завершает то, что возвещал в своей земной проповеди Сам Спаситель, и о чем уже без малого 2000 лет свидетельствует человечеству Его Святая Церковь.
Кроме того, поскольку все основополагающие новозаветные смыслы есть неотъемлемая часть публичного христианского свидетельства, — очевидно, что для самой Церкви эти смыслы всегда были понятными и доступными. А если некоторые иносказания книги Откровение не представлялись на всеобщее обозрение в подробных и детальных толкованиях, — то подобное умолчание не случайно, а промыслительно, и свидетельствует о полной беспомощности мирских «мудрецов» и псевдо-христианских самозванцев перед истинным знанием и истинной мудростью.
(Так, например, и в синоптических Евангелиях присутствуют притчи, не истолкованные Спасителем во всеуслышание. Но если о прорисованных в них смыслах и можно говорить как о некоем «особом знании», — то такое знание не столько интеллектуальное, сколько нравственно-чувственное, сравн. – Иак.3:13,17.
С другой стороны, если бы иносказательные свидетельства книги Откровение «умещались» в область интеллектуального знания, — после соответствующей «расшифровки» их смог бы понять практически каждый, так что рано или поздно все тайны небольшой по объему книги открылись бы и для внешних.
Но поскольку при совершенно уникальной массовости, активности и непрерывности всевозможных исследований и толкований ни одна из тайн последней книги Св. Писания никем из «внешних» до сего дня не разрешена, — вполне очевидно, что свидетельства Откровения лежат в области разумения, соответствующей возвышенным смыслам евангельских притч Спасителя и недостижимой для мирского плотского разума, сравн. – «…вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах», Мк.4:11; «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно», 1 Кор.2:14)
Таким образом, если устремления человека не чисты, а убеждения лишены догматической и вероучительной основы, — даже самые подробные и масштабные исследования не помогут ему уразуметь книгу Откровение Иоанна Богослова. И в результате для всех водимых любопытством и любостяжанием, как и для тех, кто полагается на всемогущество своего плотского разума, возвышенные тайны Откровения навсегда останутся видимой, осязаемой, но абсолютно недоступной драгоценностью, которую они могут и «вычислять», и обсуждать, и исследовать, и даже получать в готовом виде в христианских толкованиях, — но не имеют ни малейшей возможности «присвоить» (т.е. осознать и уразуметь).
Другими словами, все «посторонние» исследователи промыслительно обречены бродить вокруг новозаветных свидетельств книги Откровение годами и десятилетиями, не будучи в силах ни отойти прочь, — ни достичь хотя бы частичного разумения сокрытых в этих свидетельствах христианских смыслов.
Кроме того, весьма знаменательно, что обличения и увещевания «Послания семи церквям» для мира интеллектуально доступны, но нисколько не интересны, — а смыслы второй части книги Откровение Иоанна Богослова наоборот, весьма привлекательны, но абсолютно недоступны, что в точности соответствует промыслительному исключению из числа «слышащих» тех, кто не принадлежит к Новозаветной Церкви.
Что касается помощи «любопытствующим» со стороны Церкви Христовой, — вселенская христианская проповедь не предполагает удовлетворения интеллектуальных вожделений и праздного любопытства, и не предусматривает содействия «интеллектуальным любостяжателям» в получении и накоплении не полезной и не спасительной для них информации (тем более с учетом того, что незаслуженный рост «нематериального имения» возвышает неверующих и лжехристиан в их собственных глазах и укрепляет их внутреннее ощущение самодостаточности, — то есть не приближает их ко спасению, а еще больше отдаляет их от уверования, обращения и покаяния).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Два различных свидетельства книги Откровение
Предыдущая статья: О неверности «катастрофического» восприятия образов Откровения
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #как понять книгу Откровение Иоанна Богослова #общая структура книги Откровение #послание семи церквям книги Откровение #почему в Откровении Иоанна столько иносказаний