.
.
Поскольку книга Откровение Иоанна Богослова делится на две различные по форме изложения и по содержанию части, в современной библеистике принято называть первые три главы Откровения «Посланием семи церквям», а главы с 4 по 22 — «Пророческими видениями ап. Иоанна Богослова».
При этом вполне очевидно, что «Послание семи церквям» связано единой «сквозной» логикой, и содержит простые и понятные свидетельства и пророчества. Поэтому и воспринимается это послание достаточно просто: как обращение-наказ Господа к собраниям и отдельным людям, находящимся в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикии, то есть в семи городах, расположенных на полуострове Малая Азия.
Конечно, в первой части книги Откровение присутствуют и прикровенные иносказания, поэтому некоторые фрагменты первых трех глав нельзя назвать очевидными ни в буквальном прочтении, ни, тем более, с учетом обозначенных в этих фрагментах иносказательных смыслов. Однако даже с такой оговоркой вторая часть книги Откровение выглядит значительно более сложной, а некоторые описанные в ней события не «раскрываются» читателю даже в самых общих чертах.
Так, например, в отличие от «Послания семи церквям», в «Пророческих видениях» представлены слова и свидетельства множества различных «лиц» и «голосов» (сравн. — Откр.5:5, Откр.7:13-14, Откр.10:8-11, Откр.18:2 и т.д.), — а само повествование есть череда удивительных и как будто не связанных между собой событий, в которых участвуют иногда одни и те же, а иногда совершенно уникальные персонажи.
Кроме того, некоторые события второй части книги Откровение совершаются «на небе» (Откр.8:1-2, Откр.12:1 и т.д.), другие — «на земле» (Откр.11:10, Откр.12:13 и т.д.), а третьи — в некоем «духовном измерении», которое может восприниматься и как часть видимого мира, и как невидимая глазу небесная или поднебесная реальность, напр.:
И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном (Откр.17:3)
.
Поэтому несмотря на то, что за прорисованными во второй части книги событиями чувственно ощущается определенное единство, которое порождает желание воспринимать отдельные эпизоды «Пророческих видений» частью последовательного и логически завершенного повествования, — читателям Откровения очень сложно собрать все происходящее в единую и цельную смысловую панораму и спроецировать представленные в книге свидетельства на какие-то «земные» (т.е. «физические», исторические и т.д.) события таким образом, чтобы эта проекция не требовала новых истолкований и не порождала новых неразрешимых вопросов.
Так что остановиться на каком-то более-менее приемлемом варианте умственно-логического истолкования «Пророческих видений ап. Иоанна Богослова» оказывается весьма непросто.
Более того, если не ограничиваться общим замечаниями, различия в «степени прозрачности» между двумя частями книги Откровение можно рассмотреть и более подробно.
(Под понятием «степень прозрачности» подразумевается в данном случае не только уровень абстракции, определяющий «визуальные» отличия пророческих образов Откровения от прорисованной через эти образы реальности, — но и некая временна́я и «пространственная» отдаленность тайнозрителя от тех событий, свидетелем которых он становится)
Так, в первой части книги Откровение сразу же называется конкретный календарный день (Откр.1:10), когда ап. Иоанн пребывал в конкретном «географическом» месте (на реальном острове Патмос, который находится в Эгейском море, Откр.1:9). И далее все возвещенные в «Послании семи церквям» смыслы и события не выходят за определенные и по «составу участников», и по месту, и по времени рамки (за исключением отдельных пророчеств, например «…и будете иметь скорбь дней десять», Откр.2:10, или «И детей ее поражу смертью…», Откр.2:23).
При этом во второй части Откровения ни место, ни время происходящих событий в физическом измерении не определены, — а участники этих событий или прорисованы иносказательно, или вообще остаются неназванными (как, например, не названы те, кто «питает жену в пустыне»), сравн.:
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр.12:6)
.
В первой части книги Откровение тайнозритель является самым непосредственным участником, а отчасти и исполнителем всего происходящего (напр., «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…», Откр.1:11 и т.д.).
А во второй части (за исключением нескольких коротких эпизодов) он скорее сторонний наблюдатель, — причем иногда настолько «сторонний», что его личное взаимодействие с образами и персонажами, проходящими перед его взором, не представляется возможным, а сами события выглядят независимыми от возможных созерцателей (т.е. их нельзя назвать прорисованными исключительно для тайнозрителя).
Кроме того, в первой части книги Откровение все обращения имеют достаточно очевидных адресатов и конкретные формулировки, почему и для чего (с какой целью) каждому из адресатов посылаются именно такие предостережения и наставления.
А во второй части книги ни суть происходящего, ни личности участников (за некоторым исключением) не поясняются ни со стороны небесных персонажей, ни в авторских комментариях самого тайнозрителя.
(И, тем не менее, некоторые видения и сюжеты сопровождаются обращениями к верующим с призывами к действию, что свидетельствует о прямой причастности читателей ко всему происходящему, сравн.- Откр.14:12; или «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее...», Откр.18:4; и т.д.)
Причем это только самые очевидные отличия, разделяющие книгу Откровение на две «обособленные» части: любой предложенный список может быть дополнен множеством наблюдений и замечаний, свидетельствующих о том, что в число многих особенностей книги Откровение входит и явная «двойственность» ее общей структуры.
А поскольку нет никаких сомнений, что каждая особенность священных текстов имеет знаменательный смысл, — причины и смыслы столь существенных различий между двумя частями единой книги требуют самого тщательного рассмотрения и осмысления.
Так, например, сам факт существования двух различных «стилей общения» прямо соответствует отношениям Господа со Своей Церковью (с одной стороны) — и с миром, пребывающим в неверии (с другой стороны).
Что касается христиан, — о простоте и доступности для уверовавших всех более-менее существенных новозаветных смыслов прямо свидетельствует и Сам Господь, и Его Апостолы:
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах (Мк.4:11)
Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой (Ин.16:28-29)
.
При этом для тех, кого Спаситель называет «внешними», многие библейские смыслы остаются недоступными не потому, что такие люди даже не пытаются эти смыслы понять, а по той причине, что возвышенные евангельские свидетельства надежно сокрыты от «внешних» завесой промыслительной прикровенности, сравн.:
…они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют… (Мк.4:12)
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее (Откр.5:3)
.
С другой стороны, можно отметить, что вселенская христианская проповедь совершается в простоте слова, — а все, что имеет первостепенное значение для обращения, уверования и покаяния, Церковь возвещает человечеству самым понятным и доступным языком, без каких-либо намеков и иносказаний. Более того, основополагающие смыслы евангельской проповеди настолько просты, что зачастую воспринимаются внешними как «юродство», — то есть как примитивность, граничащая с глупостью (сравн. – 1 Кор.1:17-21). И хотя выглядеть простым в очах мирских мудрецов крайне невыгодно, — публичное христианское свидетельство не содержит намеков на весьма привлекательные для мирского мышления «тайные знания» (к которым относятся и предсказания грядущих событий; и разумение духовных процессов, происходящих и развивающихся в видимом и невидимом мире; и скрытые механизмы, лежащие в основе глобальных мировых событий и отдельных человеческих поступков, и т.д.).
Другими словами, эксплуатация человеческих пороков (к которым относится и «обычное» мирское любопытство), как и поддержание в слушателях иллюзии принадлежности к узкому кругу «избранных», которым открыты недоступные всем прочим тайны (т.е. поощрение интеллектуального любостяжания и скрытой гордыни), не входят в число тех методов, на которых утверждается подлинно христианское свидетельство об Иисусе Христе и Его Евангелии.
(Зато подобные методы по понятным причинам всегда востребованы у лжеучителей, лжепророков и обольстителей)
И, тем не менее, многое из того, что знает и разумеет Церковь, остается для внешних непонятным и недоступным. А поскольку за духовной оградой Церкви Христовой именно книга Откровение является одной из самых, если не самой известной и обсуждаемой «внешними» христианской загадкой (тайной), — уже само это обстоятельство следует воспринимать в качестве совершенно особенного и весьма знаменательного новозаветного свидетельства.
Суть этого свидетельства сводится к тому, что, как уже отмечалось ранее, те жизненно необходимые истины, которые человеку необходимо знать и о своем Творце, и о себе самом, Церковь возвещает в самой очевидной и доступной форме, не прибегая к притчам и иносказаниям. Весть о Спасителе и Его Жертве; проповедь Царствия Небесного; обличение мира во грехе; свидетельства о греховной смерти человечества, неизбежном Суде Божием и грядущей погибели ветхого творения, и т.д., открыто проповедуются «живущим на земле» самыми простыми и понятными способами, которые только возможны. Однако от этих очень простых, но жизненно важных истин «мир сей» просто отворачивается, — то есть закрывает и «глаза», и «уши», не желая ни видеть, ни слышать буквально ничего ни о Господе, ни о причинах и законах своего собственного существования, ни о своем бедственном положении, ни о своей незавидной судьбе.
(То есть возвещенные в простоте слова евангельские истины не вызывают у пресыщенных, самовлюбленных и самодостаточных никакого интереса, и не выглядят для них чем-то существенным. Так что в этом смысле и мир беззакония в целом, и каждая погибающая душа в отдельности, уже 2000 лет пребывают в «духовной позиции» вавилонской блудницы: «Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!», Откр.18:7)
А с другой стороны, весьма показательным на этом фоне является тот явный и неподдельный интерес, который просыпается у «умных и разумных» сразу же, как только речь заходит о тайнах, сокрытых в Откровении Иоанна Богослова, что прямо свидетельствует об ограниченности и ущербности накопленного «живущими на земле» интеллектуального имения, которое (при всей его обширности) не приближает мир к совершенству, и не раскрывает смыслов его собственного бытия, и не привносит в него ни гармонии, ни внутреннего покоя.
Более того, именно избирательное любопытство неверия обнажает господствующую в мире похоть обладания (любостяжания), которая в духовном смысле не ограничивается материальными ценностями, но распространяется и на вожделенное для многих «интеллектуальное» и «информационное» знание (сравн. – Лк.12:15).
А поскольку ни один человеческий порок не может примириться с недоступностью предмета своего вожделения, — в среде «внешних» никогда не прекращались попытки раскрыть тайны книги Откровение и пополнить свое «мирское имение» сокровищами возвещенных в ней Божественных смыслов.
(Или, на худой конец, хотя бы уговорить самих себя, что все более-менее значимые тайны мироздания уже раскрыты, и ничего существенного к этому «драгоценному» знанию книга Откровение добавить не может)
Другими словами, христиане, разумеющие, что Господь помогает в нужде, но не удовлетворяет похоти, при рассмотрении смыслов и свидетельств книги Откровение должны опираться на убеждение, что в ее иносказаниях нет и не может быть того, что вожделеет мир (т.е. неких отвлеченных «интеллектуальных» тайн и предсказаний мирских событий), — и что последняя книга Св. Писания продолжает и завершает то, что возвещал в своей земной проповеди Сам Спаситель, и о чем уже без малого 2000 лет свидетельствует человечеству Его Святая Церковь.
Кроме того, поскольку все основополагающие новозаветные смыслы есть неотъемлемая часть публичного христианского свидетельства, — очевидно, что для самой Церкви эти смыслы всегда были понятными и доступными. А если некоторые иносказания книги Откровение не представлялись на всеобщее обозрение в подробных и детальных толкованиях, — то подобное умолчание не случайно, а промыслительно, и призвано свидетельствовать о полной беспомощности мирских «мудрецов» и псевдо-христианских самозванцев перед истинным знанием и истинной мудростью.
(Так, например, и в синоптических Евангелиях присутствуют притчи, не истолкованные Спасителем во всеуслышание. Но если о прорисованных в них смыслах и можно говорить как о некоем «особом знании», — то такое знание не столько интеллектуальное, сколько нравственно-чувственное, сравн. – Иак.3:13,17.
С другой стороны, если бы иносказательные свидетельства книги Откровение «умещались» в область интеллектуального знания, — после соответствующей «расшифровки» их смог бы понять практически каждый, так что рано или поздно все тайны небольшой по объему книги открылись бы и для внешних.
Но поскольку при совершенно уникальной массовости, активности и непрерывности всевозможных исследований и толкований ни одна из тайн последней книги Св. Писания никем из «внешних» до сего дня не разрешена, — вполне очевидно, что свидетельства Откровения соответствуют возвышенным смыслам евангельских притч Спасителя и непостижимы для мирского плотского разума, сравн. – «…вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах», Мк.4:11; «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно», 1 Кор.2:14)
Таким образом, если устремления человека не чисты, а убеждения лишены догматической и вероучительной основы, — даже самые подробные и масштабные исследования не помогут ему уразуметь книгу Откровение Иоанна Богослова. И в результате для всех водимых любопытством и любостяжанием, как и для тех, кто полагается на всемогущество своего плотского разума, возвышенные тайны Откровения навсегда останутся видимой, осязаемой, но абсолютно недоступной драгоценностью, которую они могут и обсуждать, и исследовать, и даже получать в готовом виде в христианских толкованиях, — но не имеют ни малейшей возможности «присвоить» (т.е. осознать и уразуметь).
Другими словами, все «посторонние» исследователи промыслительно обречены бродить вокруг новозаветных свидетельств книги Откровение годами и десятилетиями, не будучи в силах ни отойти прочь, — ни достичь хотя бы частичного разумения свойственных этим свидетельствам христианских смыслов.
Кроме того, весьма знаменательно, что обличения и увещевания «Послания семи церквям» для мира интеллектуально доступны, но нисколько не интересны, — а смыслы второй части книги Откровение Иоанна Богослова наоборот, весьма привлекательны, но абсолютно недоступны, что в точности соответствует промыслительному исключению из числа «слышащих» тех, кто не принадлежит к Новозаветной Церкви.
Что касается помощи «любопытствующим» со стороны Церкви Христовой, — вселенская христианская проповедь не предполагает удовлетворения интеллектуальных вожделений и праздного любопытства, и не предусматривает содействия в получении и накоплении не полезной и не спасительной для человека информации (тем более с учетом того, что незаслуженный рост «нематериального имения» возвышает неверующих и лжехристиан в их собственных глазах и укрепляет их внутреннее ощущение самодостаточности, — то есть не приближает их ко спасению, а еще больше отдаляет их от уверования, обращения и покаяния).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Два различных свидетельства книги Откровение
Предыдущая статья: О неверности «катастрофического» восприятия образов Откровения
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #как понять книгу Откровение Иоанна Богослова #общая структура книги Откровение #послание семи церквям книги Откровение #почему в Откровении Иоанна столько иносказаний