Найти тему
Записки театралки

Балет Кировского театра. Нинель Кургапкина

В Кировском театре танцевали «Три К» - Колпакова, Комлева и Кургапкина. По крайней мере, мне приходилось слышать эти фамилии именно в таком порядке :). Наверное, по балеринскому статусу это было правильно.

Самая старшая из этих трёх балерин - Кургапкина – имела ограниченный репертуар, в силу разных причин. Физические данные не давали право этой балерине танцевать, скажем, Одетту-Одиллию. Я с большим удивлением узнала, что она танцевала этот спектакль, как и «Жизель», но очень недолго. Не танцевала она Раймонду, хотя технически справилась бы с партией играючи!

Но у этой балерины были свои достоинства, и какие!

Все фотографии взяты из открытых источников

У Кургапкиной был настоящий, природный темперамент; был задор, который щедро выплескивался на зрителя. Её вращения были невероятными! Наконец, она была замечательной комедийной актрисой. Наверное, поэтому одной из лучших её ролей считалась Китри. К сожалению, я не видела её Китри на сцене, хотя она танцевала эту партию до пятидесяти лет, и я могла сходить на её спектакль.

Есть записи первого акта, сделанные в 1980 году. Танцевала она с Николаем Ковмиром – одним из своих постоянных партнёров. Пятидесятилетняя Китри – это почти подвиг! Умирающих лебедей, Одетт – Одиллий «за пятьдесят» танцевали (например, Плисецкая и Алонсо); танцевали и пятидесятилетние Жизели (Колпакова и та же Алонсо). Но Китри! Конечно, прыжок уже низковат. Зато туры и шене искрометны, стремительны, поддержки легки. Вот небольшой фрагмент этой записи:

Одним из главных достоинств Кургапкиной был быстрый бег на пальцах. В па-де-де из «Арлекинады» её мелкая техника поражает! Есть запись «Арлекинады», сделанная в 70-е годы. Там балерина уже не очень молода, но это совершенно незаметно! Вот вариация:

Я видела Кургапкину на сцене немного. Пару раз – в «Ревизоре», где она очень достоверно играла Анну Андреевну – этакую местную светскую львицу. Мне до сих пор вспоминается Кургапкина - Анна Андреевна, увлеченная «столичной штучкой». Кстати, роль у неё была совсем не пантомимная. Пару раз Анну Андреевну переворачивали «колесом». Балерине было уже за пятьдесят…

Я очень рада тому обстоятельству, что попала на творческий вечер Кургапкиной, состоявшийся вне стен театра, в Ленинградском концертном зале у Финляндского вокзала. Было это, наверное, в 1979 году, так как 50 лет балерине исполнилось именно тогда. В Концертном зале собралась публика, пришедшая именно «на Кургапкину». Атмосфера была очень тёплой, и юбиляршу принимали прекрасно.
Все, кто бывал в этом зале, помнят о его небольшой сцене. Прибавьте к этому ещё то обстоятельство, что в углу стоял рояль. Места для танцев было маловато…

Кургапкина станцевала па-де-де из «Спящей красавицы» (кажется, партнёром был Сергей Бережной) и такой блестящий концертный номер, как «Вальс» Штрауса в постановке Якобсона. Существует запись, где Нинель Александровна танцует этот вальс с Борисом Брегвадзе. В этом номере балерину подбрасывают и переворачивают в воздухе. Там есть всё – и кокетство, и лёгкая влюбленность, и мнимое смущение, и просто упоение танцем. В концерте партнером выступил Чистяков (забыла его имя). Номер имел оглушительный успех.


После перерыва Кургапкина и Ковмир станцевали па-де-де из «Арлекинады». Я запомнила, что Ковмиру приходилось корректировать прыжки, чтобы не врезаться в рояль. Весь номер сопровождался аплодисментами.

Если не ошибаюсь, с Сергеем Бережным Кургапкина станцевала и дуэт Ширин и Ферхада из "Легенды о любви".

Вечер заканчивался «Вальсом» Шостаковича. Кажется, танцевала она его тоже с Ковмиром. Вальс этот известен виртуозными поддержками, подбрасыванием партнёрши в воздух с переворотами (иногда двойными), прыжками «на рыбку».

Не могу передать словами, что творилось в зале, когда номер закончился. Публика не аплодировала – она устроила настоящую овацию артистке, для которой, казалось, не существовало такого понятия, как возраст. Последнюю диагональ они бисировали.

Колпакова, Комлева и Кургапкина танцевали до пятидесяти лет. Год-два «сверху» я не считаю – отдельные выходы в отдельных номерах не в счёт. Я имею в виду полноценные большие спектакли, на которые нужны не просто актерское мастерство, опыт, техника, но и физические силы.
Не знаю, кто из нынешних балерин будет способен на такой актёрский подвиг…

Родной театр регулярно отмечал юбилеи балерины. В 2009 году состоялся вечер в честь 80-летия Кургапкиной. Вот несколько фотографий с вечера 8 марта 2009 года:

Фото взяты отсюда: https://babuchka.livejournal.com/18888.html

Нинель Александровна работала до последнего дня. 8 мая 2009 года, ровно через два месяца после юбилейного концерта, она погибла под колёсами электрички :( Её дача находилась в Белоострове. Кургапкина торопилась, и не заметила поезда...

А вы видели Кургапкину на сцене? Поделитесь впечатлениями!

И подписывайтесь на мой канал :)