Живые и роботы
Бионические технологии сегодня уже позволяют не только использовать органические материалы в промышленности или создавать новые уникальные природные формы машин и зданий. Человек тоже постепенно становится частью мира, управляемого искусственным интеллектом. Через несколько лет фантастические фильмы и романы о людях-киборгах могут найти отражение в реальной жизни.
Бионика — это наука о применении в технических устройствах и системах форм, свойств, функций и структур живой природы. Именно она лежит в основе большинства поворотных изобретений в истории человечества.
Даже на создание колеса, строго говоря, изобретателей вдохновило солнце, совершающее свой путь с востока на запад. Ну или скатывающиеся с горы камни. Затем появлялись корабли, мельницы, ткани. Люди не переставали искать в окружающем мире подсказки. Не стеснялись «заимствовать» у природы идеи такие гении, как Леонардо да Винчи и Архимед.
В XIX—XX веках бионику постепенно стали отодвигать на второй план.
Казалось, что будущее человечества за робототехникой или цифровизацией. Но вскоре выяснилось, что большинство технологических решений универсальны. Их можно с равным успехом использовать и на заводе, и на транспорте, и на селе.
Задача специалистов — правильно адаптировать решение, найти ту изюминку, благодаря которой технология выстрелит именно в конкретных условиях. И бионика триумфально вернулась. Оказалось, что использование природных форм и материалов позволяет получить максимальный эффект от автоматизации и цифровизации бизнеса.
Повторимые формы
Сегодня существует несколько уровней погружения современных технологий в мир живой природы. Самый простой и одновременно самый древний — позаимствовать форму живого организма.
В 2005 году Mercedes-Benz презентовал проект Bionic Car. Дизайнеры решили придать модели вид рыбы-коробки (кузовка-кубика). Инженеры доказали, что машина такой формы будет расходовать меньше энергии и будет более маневренной в движении. Концепт остался непонятым многими потребителями, но, возможно, просто опередил свое время. Сейчас практически каждый автоконцерн может похвастаться подобным концептом.
Применение бионических дизайнерских решений уже стало новым трендом в локомотивостроении. Удачным примером подобного дизайна стал японский поезд «Синкансэн», перемещающийся со средней скоростью 360 км/ч. Чтобы сделать его более бесшумным для эксплуатации в городских районах и туннелях, локомотиву придали дизайн птицы зимородка, чтобы «форма клюва» позволяла смягчать звуковой удар.
В свою очередь, в конце 2020 года китайский машиностроитель CRRC представил первый грузовой поезд в мире, достигший скорости 350 км/ч. Чтобы снизить сопротивление воздуха, локомотиву придали форму осетра.
Природную форму вовсе не обязательно придавать транспортным средствам. Например, решение оборудовать лопасти ветряных турбин дополнительными гребнями в форме ласт горбатых китов позволяет одновременно увеличить подъемную силу и уменьшить сопротивление. После добавления этого элемента ветряные электростанции начали потреблять на 25% меньше, а производить на 20% больше энергии.
В свою очередь, в Зимбабве архитекторы скопировали структуру пустынных термитников для проектов систем дымоходов и вентиляционных выводов зданий. Оказалось, что таким строениям нужно на 90% меньше энергии для обогрева и охлаждения.
Морские обитатели также наталкивают на создание бионических моделей.
Лопасти ветряных турбин стали оснащать дополнительными гребнями в форме ласт горбатых китов.
Каким образом бионика помогает техническому прогрессу вместе с аддитивными технологиями - читайте в нашем следущем материале ЗДЕСЬ!
#бионика
(очень будем рады вашей подписке на наш канал и лайку!)😊
Кстати, мы здесь 👉 TRAIN AND BRAIN