Найти в Дзене
Прорывист

«Молодой Карл Маркс»

Классовая борьба в искусстве XX-XXI веков зачастую происходит не только на поприще идей, но и в виде сознательного низведения качества массовой продукции. Киноиндустрия клепает не только буржуазную идеологию во всех смыслах, но и низкосортные поделки по форме, игнорируя законы сценарного, операторского искусства и принижая драматическую игру.
Классовая борьба в искусстве XX-XXI веков зачастую происходит не только на поприще идей, но и в виде сознательного низведения качества массовой продукции. Киноиндустрия клепает не только буржуазную идеологию во всех смыслах, но и низкосортные поделки по форме, игнорируя законы сценарного, операторского искусства и принижая драматическую игру.

На вопрос о том, что такое марксизм, Новодворская отвечала, что два немца в пивной ради хохмы придумали юмористическую теорию и только дураки русские во главе с Лениным восприняли их сочинения всерьез и сотворили революцию. Экранизацией примерно этой истории про немцев в пивной и занялся современный кинематограф ФРГ в лице гаитянского кинорежиссёра Рауля Пека.

Чтобы снять или написать биографию какой-либо исторической личности, необходимо как минимум понимать взгляды этого человека, исторические условия и владеть конкретными фактами истории. Создатели фильма «Молодой Карл Маркс» данным минимальным требованиям не смогли соответствовать.

Киношники специально взяли начальный период творчества Маркса и Энгельса, охватывающий 1843-48 года, чтобы было проще реализовать свою цель — низвержение титанов до уровня представлений современного обывателя.
Киношники специально взяли начальный период творчества Маркса и Энгельса, охватывающий 1843-48 года, чтобы было проще реализовать свою цель — низвержение титанов до уровня представлений современного обывателя.

Каковы основные приёмы Рауля Пека по дискредитации Маркса и Энгельса, помимо прямой фальсификации исторических фактов и рассказа пошлых сплетен?

Во-первых, это образы главных героев . Маркс представлен кудрявым интеллигентным еврейским задротом-мечтателем, а Энгельс — мажорным хлюпиком, который протестует против отца. Если бы у гаитянца были бы хотя бы зачатки совести, которые, по-видимому, окончательно вырвали из его души ещё во время его учёбы в Свободном [от коммунизма] Университете Берлина, то ему бы хватило чтения «Размышлений юноши о выборе профессии» семнадцатилетнего Маркса, чтобы уяснить, что от юношеской мечтательности там было только слово «юноша» в названии. Ему бы хватило знакомства с «Письмами из Вупперталя» — произведением восемнадцатилетнего Энгельса, опубликованном в журнале «Германский Телеграф», — чтобы уяснить, что это будущий серьёзный учёный, а не маменькин сынок. Да что там! Хватило бы внимательного рассматривания фотокарточек Мавра и Генерала, чтобы осознать, что смазливые уродцы, которых изобразил Пек в своей картине, есть издевательство над исторической правдой.

В жизни Маркс был брутальным мужиком со шрамом под глазом после шпажной дуэли.
В жизни Маркс был брутальным мужиком со шрамом под глазом после шпажной дуэли.

Маркс и Энгельс были гениями как личности, энциклопедистами по знаниям, вождями по харизме и научному авторитету, великими революционерами и величайшими учёными по историческому значению . И в быту, и в политике, и в науке. Всюду были таковыми. И их молодость есть процесс их становления. Впрочем, в 43-48 годах, которые охватывают фильм, это уже были зрелые мыслители и революционеры, а не два юнца.

В 1845 году, когда Маркса выслали из Парижа в Брюссель, на новом месте полицией было заведено дело оперативного учёта с подробной информацией о месте проживания, которое менялось шесть раз, и информацией о том, что убежище Маркса стало центром революционного движения Европы. Маркс развил активную деятельность среди бельгийских и немецких рабочих, основал Немецкий союз рабочих, в котором читал лекции, был вице-президентом Брюссельского демократического общества и регулярно писал в «Немецко-брюссельской газете».

А что об этом периоде нам показал Пек? И это второй приём — образ деятельности и борьбы героев . Фильм «Молодой Карл Маркс» показывает пьянки, гулянки, посиделки, постельные сцены и т. д. Фильм сознательно создаёт впечатление, что марксизм создавался «по приколу» на пьяную голову двумя смутьянами, мечтающими «изменить мир». Или того хуже — герои Пека следуют за своими мелочными амбициями, уесть гегельянцев, потом Прудона и захватить в своё распоряжение «Союз Справедливых».

Фильм из ФРГ призван, кроме того чтобы марать титанов, ещё и всячески протаскивать мысль, что, мол, «марксов» пролетариат и современный обыватель — это что-то крайне различное, даже противоположное. Что современное «цивилизованное» общество все беды капитализма преодолело, и теперь осталось об учении Маркса вспоминать только из подобных биографических картин.
Фильм из ФРГ призван, кроме того чтобы марать титанов, ещё и всячески протаскивать мысль, что, мол, «марксов» пролетариат и современный обыватель — это что-то крайне различное, даже противоположное. Что современное «цивилизованное» общество все беды капитализма преодолело, и теперь осталось об учении Маркса вспоминать только из подобных биографических картин.

Идейная борьба за создание первой коммунистической организации показана как мелкое интриганство. Создание великих произведений классиков марксизма — «Святое семейство» и «Нищета философии» — показано как написание кляуз и критиканских брошюр из склочных соображений. Создание, наконец, величайшего научного произведения, навсегда изменившего мир, — «Манифеста коммунистической партии» — представлено в фильме как написание статейки о том о сём… про голодающих рабочих.

Какие выводы следуют из выпуска такого фильма? Совершенно стандартные. Исторические фигуры Маркса и Энгельса не теряют актуальности, их учение продолжает угрожать господствующему классу, поэтому возникает заказ на поливание их грязью, на извращение и низвержение их фигур, на создание таких поганых фильмов, как рецензируемый.

Резюмируя сказанное, образы Маркса и Энгельса, а также их революционная борьба в фильме «Молодой Карл Маркс» могут быть приняты за чистую монету только людьми, которые не знакомы с творчеством основоположников марксизма и их практическим наследием. Этот фильм показывает, как бы хотелось нашим классовым врагам, чтобы выглядели наши великие учителя и вожди.

Г. Лазарев

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора