Чтобы стать успешным предпринимателем, владельцем крупной компании или сети компаний, необязательно жить и работать в мегаполисе. Поговорим об организации бизнеса в маленьком городе.
Сначала о маленьких городках
Эти городки объединяет ряд факторов:
- невысокий доход местных жителей (с одной стороны, это позволяет предлагать им меньшую заработную плату, чем пришлось бы в большом городе, особенно на старте, с другой — говорит о низкой покупательной способности);
- специфика населения, рынок труда (иногда на периферии возникают сложности с поиском редких и ценных кадров, особенно специализирующихся в узкой отрасли, следовательно, их придётся либо взращивать самостоятельно, если они понадобятся предприятию, либо всё же выбирать другое направление деятельности);
- нехватка самого основного (так, там может не оказаться круглосуточной аптеки, предприятия по выпечке хлебобулочных изделий (и их возят издалека) и т. д., всё это свободные ниши );
- ограниченный рост (в большом городе можно увеличивать прибыль за счёт увеличения среднего чека, а в маленьком придётся расширять ассортимент или географию деятельности).
Ещё один момент — зависимость от расположения населённого пункта. Так, на севере страны нет смысла продавать пляжные аксессуары, в то время как на юге — меховые изделия.
Преимущества и недостатки такого предпринимательства
Если вы всё ещё сомневаетесь, будет ли бизнес рентабельным в маленьком городе, посмотрите на его плюсы:
- лёгкость входа на рынок (запускать проект на периферии дешевле);
- минимум конкурентов (обычно МСБ в городках развит слабо, поэтому, с одной стороны, там меньше конкурентов, с другой — наверняка есть жизнеспособные незанятые ниши);
- поддержка от государства (начинающим предпринимателям в провинции охотнее выдают гранты, предоставляют субсидии, предлагают программы поддержки, чтобы стимулировать развитие малого предпринимательства).
Наконец, относительная простота в развитии и продвижении. В небольшом городе легче изучить ЦА: обычно все друг друга знают и охотно делятся мнениями. Более того, если владелец предлагает качественный продукт, о нём быстро узнают (срабатывает сарафанное радио).
Минусы тоже есть, хотя их немного: невысокие доходы (миллионы в маленьком городке вряд ли удастся заработать), узкий рынок (не всё проекты там окажутся прибыльными).
Что учесть на старте
Раздумывая над тем, какой бизнес открыть в маленьком городе, учитывайте нюансы.
- Знание области, наличие опыта. С одной стороны, это позволит вам проконтролировать все этапы запуска и развития проекта, с другой — обеспечит первых клиентов, так как люди охотнее идут к специалистам в своей сфере.
- Постоянный спрос. Он обеспечит постоянный доход. Спрос обычно всегда есть на бьюти-салоны, юридические конторы, нотариальные услуги и т. д. Есть ниши, которые жизнеспособны всегда, вне зависимости от экономического состояния — продажа продуктов питания, лекарств.
- Дефицитность услуг. Чем меньше у вас в городе будет конкурентов, тем лучше.
- Возможность экономии. Жители провинции будут охотнее приобретать более дешёвые, но качественные товары, а также заказывать услуги, помогающие им экономить (ремонт одежды).
- Товары для детей. На детях обычно не экономят, поэтому есть смысл открывать магазины детской одежды, игрушек.
Также в качестве идеи для малого бизнеса в маленьком городе может выступить франшиза.
Примерные варианты жизнеспособных проектов
Эксперты рекомендуют развиваться в провинции в нескольких направлениях.
- Торговля. Можно продавать продукты питания, лекарства, стройматериалы, инструмент, бытовую технику, детские товары.
- Услуги. Есть несколько вариантов бизнес-идей по оказанию услуг населению в маленьком городе: шиномонтаж, автомойка, парикмахерские, ремонт одежды, автосервис.
- Мини-производство. Так, если в провинции нет пекарни, её можно открыть, а потом поставлять выпечку и в соседние регионы. Кроме того, можно организовать предприятия по переработке с/х продукции, по пошиву мешков.
Другие идеи прибыльного бизнеса с минимальными вложениями в маленьком городе — блогинг (можно завести страницу в соцсетях и зарабатывать на рекламе), консалтинг. Опытный бухгалтер, юрист или финансист может открыть фирму по консультированию, продавая свои услуги потом через интернет по всей стране и даже за рубежом.
От чего зависит успех проекта
Чтобы преуспеть, нужно хорошо подготовиться к запуску проекта: грамотно подобрать сферу деятельности, нишу, проанализировать конкурентов и отстроиться от них. Затем составить бизнес-план , просчитав все необходимые расходы, наконец, запустить и развивать проект.
Разумеется, сложности будут возникать. Главное, чтобы их удавалось преодолевать. Хотя, как показывает практика, чаще всего бизнесу в маленьком городе стать прибыльным мешают дефицит средств, неправильно подобранные маркетинговые инструменты, отсутствие хорошей управленческой команды.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!