Каждый преподаватель английского понимает, что уникальность этого предмета в его многогранности — через язык можно изучать абсолютно разные сферы деятельности. В сети очень много качественной профессиональной литературы на английском, а многие статьи или курсы даже не переводятся на русский. Мы уже писали об особенностях уроков ESP (English for Special Purposes) для химиков , а сегодня поговорим о том, как преподавать художникам и студентам арт-школ.
Как готовиться и откуда брать материалы?
Первое, что необходимо сделать, это понять уровень владения английским языком вашего студента, а также его цели. Если среди ваших учеников есть дети или подростки, для которых рисование — это хобби и они посещают арт-школы, то отличным решением станет комбинированные уроки, где вместе с обычной вашей учебной программой, вы будете уделять время и каким-то терминам, связанным с искусством либо живописью, обсуждать картины, выставки, вместе рисовать, в общем, использовать все приемы CLIL метода.
Для таких уроков нет необходимости брать целые учебники с профессиональным уклоном, достаточно лишь время от времени внедрять в план урока задания по тематике искусства. Воспользуйтесь нашими советами ниже или обсудите с учениками эти темы:
Если же среди ваших студентов есть профессиональные художники, иллюстраторы или даже дизайнеры, скорее всего, они заинтересованы в глубоком изучении терминов и в углублении понимания профессионального языка. Составьте план:
- совместно определите и поставьте цели, связанные с их профессиональной деятельностью;
- поинтересуйтесь, в каком художественном направлении студент работает больше всего;
- запросите у него список слов и терминов на русском языке, который он часто использует;
- внедряйте уроки профессиональной лексики в программу изучения General English;
- включите в программу специальные учебники ( «Arts&Crafts» Д.А. Халиуллина; «Английский язык практический курс для художников и искусствоведов» И.А. Новикова, Т.А. Быля, Е.Э. Кожарская; «English Through Art:100 Activities to Develop Language Skills» Кевин Паркер, Питер Гранди, и Хания Боцик).
Главное, не фокусируйтесь только на профессиональной лексики и не игнорируйте развитие общего английского. Почему это важно? Наша цель, чтобы студент грамотно владел английским, мог выражать свои мысли, желания, точку зрения, не путался во временах и соблюдал порядок слов в предложениях. Профессиональная лексика — дополнительные знания, которые обогатят язык нашего ученика, сделают его ярче и упростят процесс коммуникации с заказчиками или преподавателями.
Профессиональная лексика
Ее изучение можно начать с определения понятия «художник»: в английском языке это и artist , и painter . В чем разница? Слово artist более общее, оно может обозначать, как художника, так и живописца и даже скульптора, в то время как painter чаще используется для обозначения живописца, а иногда и для передачи значения «маляр». Вместе с этим словом,можно выучить также такие словосочетания, как oil painter (живописец) , watercolor painter (акварелист) , acrylic painter (художник, пишущий акрилом). Для начала, убедитесь, что ваши студенты понимают разницу между такими словами, как drawing / painting . Например, ваш ученик-подросток, рассказывая о своих хобби, говорит:
I like playing computer games and painting или drawing? А как правильно? Тут нужно понимать, что drawing — это техника рисунка, обычно карандашом, а painting — живопись. Но есть есть и sketching: достаточно популярный термин, который сегодня встречается очень часто.
Вариант урока: попросите ученика провести research и подготовить небольшой доклад / сообщение о том, чем отличаются drawing, painting и sketching. Если этот этап пройден и ученик хорошо в этом разобрался, можно задать задание — написать эссе о своем любимом художнике. Для ребенка это будет интересной темой для работы, а для вас — прекрасной возможностью привить новый словарный запас.
Разбейте свои уроки на тематические дни и изучайте лексику согласно им: цвета, формы, тени, виды изобразительного искусства, галереи, выставки и так далее. Базовый словарь художника можно взять в сети, например, хорошо подойдет этот.
Изучайте грамматику в контексте
Абсолютно все художники заинтересованы в изучении биографий величайших художников настоящего и прошлого. Найдите интересные факты о них и составьте свои собственные тексты на reading и translating. Благодаря этому, ваши ученики будут узнавать новое об интересующей их сфере, а также изучать новую лексику и грамматические конструкции.
Пример задания: для тренировки времен английского языка, можно брать биографические тексты об известных живописцах и убирать из них глаголы. Ученик должен будет прочесть текст и вставить по смыслу необходимые слова в правильной временной форме. После выполнения упражнения, закрепите словарный запас дополнительным заданием на True/False или коротким quiz-ом. Посмотрите как сделать такое задание на примере биографии невероятной Фриды Кало
Задания на аудирование и чтение
Внедрите в ваши уроки онлайн посещение мировых музеев и выставок. Можно «посетить» Лувр , Национальную галерею Лондона , Эрмитаж . Подготовьте рассказ о какой-нибудь известной картине, адаптируйте его под уровень студентов и задайте на работу с чтением. На основе этих текстов можно отрабатывать scanning, skimming, skipping. Подготовьте доклад о живописи, после этого задайте вопросы и попросите их подготовить презентацию о своих любимых художниках и картинах. Можно использовать эти ресурсы: What is art? What art means?
Вместо стандартных упражнений на аудирование, внедрите совместный просмотр и обсуждение серий видеороликов на тему искусства:
- для уроков с детьми и подростками прекрасно подойдут Famous artists for Kids ; Art with Mati and Dada ; Famous Art and Artists ;
- студентам уровней Pre-Intermediate / Intermediate понравятся анимированные биографии Леонардо да Винчи ; Микеланджело ;
- тайны самых знаменитых картин в мире Great Art Explained
Для reading можно взять небольшие статьи от MOMA (Museum of Modern Art) : каждая статья знакомит читателя не только с историей определенной картины, но и с необходимой лексикой. Также можно воспользоваться серией обучающих статей от Incollect и Time.
Воспользуйтесь рабочими карточками от Skyteach и авторскими Lesson Plans от наших методистов и преподавателей, чтобы провести урок еще интереснее: Van Gogh , Claude Monet ; Understanding Art, Frida Kahlo .
Желаем продуктивных уроков!