Найти тему

Приём "Феномен" для формирования грамотности и не только

Оглавление

Сегодня я расскажу о приёме, который был изобретен и используется для формирования грамотного письма на уроках русского языка, но, думаю, что его могут взять на вооружение и учителя других предметов.

"Феномен" - это прием интерактивного обучения. Его суть заключается в показе орфографического (грамматического) феномена. Что это значит?

Чтобы усвоить то или иное правило и ввести его в свою систему письма, ребенку недостаточно выучить правило и выполнить упражнения, суть которых - вставить пропущенные буквы. Ученик должен усвоить правописание слов на образцах. Он должен понять, что изучаемая орфограмма - это не отдельно взятое правило и отдельно взятые слова, а тот самый языковой материал, которым мы пользуемся в жизни. Ребенок должен увидеть слова на это правило в тексте, заострить на них свое внимание, еще и еще раз вернуться к правилу.

Для этого и используется прием "Феномен". Учитель заранее готовит текст, в котором маркером выделяет определенные буквы, сочетания букв или слова. Если есть цветной принтер, то не нужно "раскрашивать" маркером тридцать текстов для учеников. Можно использовать в Ворде цветной выделитель и потом просто распечатать тексты.

На уроке учитель дает ученикам читать этот текст несколько раз. Чтобы это не было пустое многоразовое чтение, можно организовать различные виды работы с текстом. Так, чтобы дети волей-неволей по несколько раз прочитывали его содержание и при этом каждый раз натыкались на цветные выделения.

При этом обязательно надо или повесить плакат с этим правилом на стенку, или раздать индивидуальные карточки с ним. Ученики, многократно встречаясь с цветными буквами, во-первых, будут непроизвольно запоминать написание слов, во-вторых, видеть ошибкоопасные места, в-третьих, соотносить правописание с правилом.

Я думаю, что таким же образом можно организовать работу с текстами на других предметах, только выделять не орфограммы, а какие-то повторяющиеся термины или понятия. На химии, например, названия элементов или веществ.

А я приведу примеры таких маркированных текстов для русского языка.

Вот такую комплексную работу с текстом я предлагаю провести в 5 классе при изучении правописания гласных в личных окончаниях глаголов, для того чтобы дети запомнили, какие окончания имеют глаголы в 1 и во 2 спряжении. Окончания 1 спряжения выделяем одним цветом (например, синим), 2 спряжения - другим (зеленым). На стене или на карточках обязательно таблица с окончаниями (таких же цветов), чтобы ученики могли всякий раз соотносить окончания и глаголы в тексте.

-2

Работая с текстом, совмещаем приемы смыслового чтения с приемом "Феномен".

Текст

-3

Задания к тексту.

1. Прочитайте текст.

2. С опорой на информацию текста составьте маршрут, по которому двигались пингвины.

Ответ: через ущелье - по ровному месту - с гор - на крутом берегу - в море.

3. Какие действия совершают пингвины? Выпишите их из текста в той последовательности, в какой эти действия совершаются.

Ответ: идут, перебираются, катятся, отряхнутся, выстроятся, идут, придут, посмотрят, загалдят, напирают, пугаются, растопырит, прыгают, вынырнут, наберут, нырнут, поймают, глотнуть, плавают, кувыркаются, играют.

4. Как пингвины ходят, скатываются с горы, ныряют и плавают? В чем особенность поведения птиц?

Ответ: гуськом, друг за другом, по очереди.

А вот и другие тексты, в которых использован прием "Феномен" (формат статьи не позволяет выделить цветом, поэтому выделяю просто жирным шрифтом).

Текст на правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

(Текст составлен по материалам "Большой книги животных").

Часто соседом лисицы оказывается заяц. Крепкими зубами заяц разгрызает и перетирает пищу, но они совсем не защищают его от врагов - хищников. Тут уж зайцу приходится полагаться только на быстрые ноги. И еще на чуткие уши - ведь недаром они у зайцев такие длинные.

Несколько раз в год у зайчихи рождаются зайчата, уже покрытые мягкой шерстью. Мама покормит зайчонка один раз и убежит по своим заячьим делам. Зайчонок не узнаёт свою мать, потому что для них любая зайчиха - мама. Каждая обязательно покормит малыша питательным жирным молоком, а навещать зайчат часто нельзя: малыши ещё не имеют запаха и хищникам не найти их, разве что по запаху зайчихи доберутся.

Питание для зайцев составляет растительная пища: трава, кора и листья деревьев.

Так и живут зайцы, расселившись по всему свету. И пускай много у них проворных и прожорливых врагов, не переводятся зайцы на земле.

Текст на правописание приставок, оканчивающихся на з, с, и неизменяемой приставки с-.

Отрывок из рассказа К. Паустовского "Барсучий нос".

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломая кусты, и плевался от негодования и боли.

На озере началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит обожжённый нос... Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук... Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос...

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".