Тайны прошлого волнуют души людей, особенно, когда они сталкиваются с гигантскими постройками древности, такими как Великие пирамиды в Египте и Баальбек в Ливане.
И порой обывателям, кажется странным и подозрительным те сведения о прошлом, которыми их снабжали учителя в школе и в вузе. Откуда же берут все свои знания учителя и преподаватели истории? Как формируется историческое знание?
Основными источниками информации о прошлом являются письменные и археологические источники
Письменные источники
Письменные источники - это всё то, что человечество написало на бумаге, начертало на бересте, глине и пергаменте, вырезало в камне.
Прежде всего, для открытия тайн прошлого следует ознакомиться с документами той эпохи, а также узнать, кто и что написал об этих событиях. Всю эту информацию мы может узнать из письменных источников.
В помощь исследователям есть целая вспомогательная историческая дисциплина - источниковедение. Эта дисциплина помогает разобраться, когда, кем и при каких создана та или иная рукопись. Основы критического отношения к тексту смогли помочь в свое время при разоблачении в 18 в. Англии "Песен Оссиана" , Краледворской рукописи в Чехии в 19 в. и т.д.
Даже если памятник остался в более поздней копии, то здесь нам помогут знания лингвистики - науки о происхождении и развитии языка.
Именно с помощью знаний лингвистики А. Зализняком, отечественным ученым филологом, была доказана подлинность знаменитого памятника "Слово о полку Игореве".
Памятник сохранился лишь в копии начала 19 века, оригинал же сгорел в знаменитом пожаре Москвы 1812 г. вместе с другими древними рукописями, которые собирал Мусин - Пушкин..Но это уже другая история..
Содержание "Слова" соответствует знаниям современной науки о древнерусском языке и его формах склонений, падежей и словарном запасе. Тогда как т. н. "Велесова книга" раскрученная в СМИ имеет все признаки подделки, поскольку текст состоит из сочетания слов древнерусского языка и языков балканских славян, подделанных под архаику.
К письменных источникам относят и эпиграфические записи, нацарапанные, вырубленные на камне, металле и т.д. Этим занимается эпиграфика.
Важным источником является историография - то, что исследователи написали об этой проблеме. Не важно, какая проблема - изготовление каменных топоров или отношения США и Папуа - Новой Гвинеи, каждая работа должна содержать доказательство приведенной информации - ссылки на источники, историографию. Причем доказательство должно быть логичным и аргументированным. Нельзя в качестве доказательства приводить свои или чужие сны, видения, или же выдирать события из исторического контекста, придумывая в Древнем Египте современные технологии для строительства пирамид, и объясняя действия людей прошлого современными нормали поведения и морали.
Археологические источники
Археологическими источниками являются предметы материальной культуры, созданной человеком.
Наиболее древние археологические источники - это каменные орудия из ущелья Олдувай, что в Африке. Их возраст датируется примерно в 2,6 млн л.н. Именно восточная часть Африки считается прародиной предков человека.
Основными видами археологических объектов, источников являются погребения и поселения.
Погребения помогают узнать как выглядел человек,(конечно, если его не кремировали), во что был одет, вооружен, чем болел при жизни, какой был его социальный статус в местном обществе, в каких богов верил и т.д.
Поселения - особенно крупные, помогают узнать быт селян и горожан изучаемой эпохи. Хорошо сохранившиеся поселения дают информацию о быте, военном деле, ремёслах.
Именно в них исследователи находят большую часть информации о материальной культуре прошлого, о быте ушедшей эпохи.
Очень важно иметь в виду, что любой найденный предмет нужно учитывать в контексте вместе с другими артефактами. Выкопанная монета становится просто старой монетой, если не учитывать то, где была найдена и вместе с какими другими предметами.
Поэтому, черные копатели крайне вредны для планомерного и качественного изучения прошлого.
Таким образом, исследователи узнают о прошлом из большого количества самых разных источников, что позволяет как можно более полно восстановить картину прошлых событий и узнать, как жили люди прошлого.