Авторское предостережение: Представленный ниже текст, наряду с описанием реальных событий, содержит авторские домыслы и бездоказательные умозаключения. Любые совпадения с реальностью могут оказаться не случайными. Автор не рекомендует использовать данный текст для оценки своих умственных способностей. Текст не предназначен для использования в целях, противоречащих здравому смыслу…
Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(William Shakespeare)
Если верить Уи́льяму Шекспи́ру (William Shakespeare), каждый из нас, начиная с самых великих и заканчивая самыми ничтожными, играет множество ролей на подмостках жизни. Скорее всего, великий был прав. На то он и – великий. А если так, то нужно признать, что в театре жизни, как и в театре - вообще, есть не только те, кто роли исполняет, но и те, кто их придумывает и создаёт постановки. Я говорю о “сценаристах и режиссёрах”, которые обязательно должны быть, хотя бы для того, чтобы всё происходящее имело хоть какой-нибудь смысл, а “актёры” в своём стремлении самовыражаться не переходили границ разума и морали...
Вспомнить слова великого английского драматурга заставили события, произошедшие летом – осенью прошлого года. Речь идёт о трёх драматичных эпизодах, на первый взгляд, никак не связанных между собой.
Эпизод первый: госпитализация некого гражданина Навального А.А. в городе Омске 20 августа 2020 года.
Эпизод второй: смерть старшего лейтенанта ФСО Михаила Захарова, произошедшая в одном из служебных помещений московского кремля 30 ноября 2020 года.
Эпизод третий: смерть подполковника ФСО Александра Дохсаняна, произошедшая, по версии следствия, в квартире погибшего на северо-востоке Москвы 21 декабря 2020 года.
Прежде чем попытаться найти связи между перечисленными событиями, хочу предложить читателю совершить экскурс, в теперь уже далёкое прошлое. А именно, вспомнить две замечательные пьесы, с успехом поставленные в не очень большой, не очень богатой, но очень незалэжной стране - Украине в 2000 году и даже чуть раньше...
Год 1999 от Рождества Христова на Украине был богат на политические события. Главным из которых, безусловно были третьи по счёту, но первые в истории регулярные выборы президента Украины, которые по закону должны проводиться в последнее воскресенье октября, то есть – 31.10.99 г. Естественно, что такое знаковое событие, на не менее знаковой территории не могло состояться без участия сценаристов и режиссёров, кем бы они ни были...
Тем, кто забыл или не видел эти блестящие постановки, предлагаю их краткий пересказ: «Выборы президента» или искусство устранять конкурентов» и «Кассетный скандал» или дискредитация президента». Сейчас модно менять традиционные названия предметов и вещей. Например, подразумевая, что событие или явление развивается по заранее кем-то написанному плану, вместо традиционных “пьеса” или “сценарий”, многие предпочитают уничижительный термин – “методичка”. Категорически с этим не согласен. Разве можно назвать “методичкой” хотя бы одну из пьес великого Шекспира, только за то, что они ежедневно ставятся сотнями режиссёров на разных мировых сценах?
Почему же пьесы «Выборы президента ...» и «Кассетный скандал ...», давным-давно сыгранные в чужой нам сегодня стране и уже изрядно подзабытые, вспомнились мне в связи с осенне-летними событиями, произошедшими в Москве и Омске в 2020 году?
Ответ – очевиден. Потому что в 2020 году мы стали зрителями ремейка пьесы «Кассетный скандал» или дискредитация президента», постановка которого на московской сцене с треском провалилась.
Представляю, как очень состоятельный продюсер, пригласив к себе молодого или - не очень, талантливого, или - не очень режиссёра, предложил ему попробовать свои силы в постановке ремейка по сценарию пьесы с успехом, поставленной на Украине около 20-ти лет назад. Ознакомившись со сценарием и получив бюджет, режиссёр с энтузиазмом взялся за дело...
Поиском кандидата на роль “жертвы режима” решено было не заморачиваться. Зачем, если есть вполне-себе подходящий и соответствующий большинству критериев – Навальный Алексей Анатольевич. По раскрученности в медиапространстве он кратно превосходил несчастного Гонгадзе, чью популярность Притуле с партнёрами пришлось спешно “прокачивать” уже после его исчезновения. Видимо, не найдя актрису с харизмой Алёны Притулы, главную женскую роль режиссёр, в этот раз разделил на партии, исполнение которых доверил Марии Певчих и Кире Ярмыш, роль безутешной вдовы, как и в оригинале, должна была сыграть законная супруга Алексея - Юлия Навальная (в девичестве – Абросимова)...
В сценарий пьесы тоже пришлось вносить корректировки. В век ON LINE вряд ли прокатила бы история с “таинственным исчезновением” и последующей, якобы - случайной находкой трупа “оппозиционного блогера”. После демонстраций по TV сцен публичных казней в исполнении “боевиков ИГ*”, люди – очерствели и стали менее впечатлительными. А после показов последствий “химических атак”, якобы регулярно предпринимаемых “преступным режимом Асада”, ещё и – менее доверчивыми. Поэтому режиссёр решил, что на этот раз, главный герой должен умереть, в полном соответствии с требованиями времени – в прямом эфире. Режиссёрской находкой можно считать выбранное для главной сцены спектакля место действия – пассажирский самолёт (!). Только в самолёте свидетелями “трагедии” автоматически становится – не менее сотни человек, половина из которых не применёт воспользоваться своими смартфонами чтобы запечатлеть происходящее. А по прилёту в порт назначения к добровольным операторам обязательно присоединяются профессионалы из съёмочных групп многочисленных телекомпаний, чьи редакторы потом и не вспомнят, как-именно к ним попала информация о “трагедии”, случившейся на борту такого-то лайнера...
Подготовить аудио-, а может быть даже – видеозаписи человека, с голосом, и (или) даже – внешностью, похожими на голос и (или) даже – внешность президента Путина, отдающего “недвусмысленный приказ” ликвидировать оппозиционного блогера, в век DEEPFAKE – труда не составило. А вот без сложного реквизита в виде трибуны верховного совета (в нашем случае – Государственной Думы) и кассетного магнитофона, в этот раз решено было обойтись. Зачем, если в кармане каждого школьника лежит гаджет с доступом в интернет? Компрометирующие “преступный режим” ролики достаточно было бы разместить на одной из публичных интернет-платформ. Но, для того чтобы в их подлинность поверили, необходимо было предъявить их автора – такого-себе майора мельниченко кремлёвского розлива. Видимо, режиссёру удалось решить и эту задачу...
Когда всё было готово, Мария Певчих повезла всю компанию в Западно-Сибирский вояж. Вояж, который для Алексея Навального должен был закончиться в одном из московских моргов. Новосибирск и Томск были выбраны режиссёром в качестве исходной точки, в первую очередь из-за их удалённости от Москвы. В принципе это мог быть любой Сибирский или Дальневосточный город, время перелёта из которого гарантировало наступление смерти главного героя. Минимальное время в пути по маршруту Томск - Москва составляет 4 ч 25 мин. Видимо изучив историю болезни Навального, медики, консультирующие режиссёра, подтвердили, что для человека с такими хроническими заболеваниями, как у "оппозиционера" этого времени будет достаточно. Известность и оппозиционность “блогера” режиссёр также намеревался использовать в своей постановке. Наверняка зная, что за Алексеем ведётся негласное наблюдение, режиссёр рассчитывал прямо в самолёте снять и, постфактум, представить возмущённой мировой общественности представителя силового ведомства, который и должен быть обвинён в “устранении оппозиционера”. Фокус – не новый и доказавший свою эффективность. Мы ведь помним историю о том, как были представлены миру "ФСБшники" – Боширов и Петров, “измазавшие «Новичком» дверную ручку” в доме изменника Скрипаля...
Утром 20 августа 2020 года, когда Алексей Навальный с Кирой Ярмыш занимали места на борту самолета авиакомпании «S7», вылетавшего рейсом № 2614 из Томска в Москву, всё казалось было готово. Шансов пережить “покушение” у Алесея, казалось бы – не было. Но, что-то пошло не так. Вместо четырёх часов, которые должны были гарантировать “оппозиционному блогеру” летальный исход, авиалайнер находился в воздухе – только два, и совершил экстренную посадку в аэропорту Омска. Где, уже через 2 минуты (!) после приземления, на борт самолета поднялась вся смена врачебного здравпункта ОАО «Омский аэропорт». Вскоре, прямо к борту, подъехал желто-салатовый реанимобиль, куда погрузили Навального. На всё – про всё, по свидетельству пассажиров рейса № 2614, ушло не более 20-ти минут...
А ведь, была ещё таинственная медсестра, которая во время полёта вместе с бортпроводниками оказывала помощь умирающему и неизвестный мужчина, который, по словам Сергея Неженец (пассажир рейса) “всё время пока самолёт снижался стоял рядом с Навальным и держал в руках "бутылек и систему какую-то от него". Экстренная посадка, совершённая экипажем и наличие на борту пассажиров, способных оказать помощь – вот, что спасло жизнь главного героя и расстроило планы режиссёра. Хочется верить, что именно такие действия предписаны регламентами экипажам всех воздушных судов, взлетающих в небо над нашей страной. Но, что-то подсказывает: не окажись на борту представителя силового ведомства – того-самого, которому сценарием была уготована роль - убийцы и экипаж мог среагировать не столь оперативно...
Постановка была полностью расстроена и после того, как главный герой оказался в руках Омских врачей, режиссёру ничего не оставалось, как импровизировать и действовать по обстоятельствам. Отсюда все эти нестыковки и сумбур в назначении виновных. Сначала это был неизвестный, добавивший смертельный яд в чай, который герой пил в аэропорту Томска. Потом неизвестный яд, постепенно обретая признаки «Новичка», оказался в бутылочках с питьевой водой, похищенных Марией Певчих из номера, где якобы ночевал Навальный перед вылетом и так далее. Куда в итоге перекочевал «Новичок» не хочется даже вспоминать...
В итоге, пьеса, задуманная сценаристом, как драма, и блестяще исполненная в этом качестве на Украине, в постановке нового режиссёра превратилась в дешёвый водевиль с переодеванием главного героя, сначала в больничную пижаму клиники Charite («Шарите»), а потом – в лагерную робу ИК-2 ФСИН РФ. Увы, но ничего, кроме знаменитого: “НЕ ВЕРЮ!”, – такая режиссура вызвать, не способна...
Внимательный читатель, наверняка спросит: “А при чём здесь двое офицеров ФСО, покончивших с собой в ноябре – декабре 2020 года?”… Ответа на этот вопрос у меня, естественно – нет. Но есть несколько аналогий с оригинальной постановкой, мимо которых и захочешь – не пройдёшь.
Во-первых, роль автора разоблачительных роликов, в оригинальной постановке, сыграл офицер Управления государственной охраны (УГО) СБ Украины. УГО – это украинский аналог российского ФСО, где служили погибшие офицеры...
Во-вторых, убийство бывшего министра МВД генерала внутренней службы Украины – Юрия Кравченко (04.03.2005 г.) тоже было представлено, и до сих пор официально считается – самоубийством…
*Террористическая организация - запрещённая в России.