В общем-то между Турецким валом и двумя передовыми рубежами начали строить еще одну, четвертую линию обороны, но успели ее построить только на правом фланге перед Турецким валом.
Схема та же: ров, вал, минирование, проволочное заграждение, огневые точки. Долговременные точки расположены вдоль вала. Их должно было быть восемь. Нашел только пять, да, и то, две разбиты в хлам, до основания. Как раз в том районе, на левом фланге, где прорвались немцы.
Линия обороны на Турецком валу строилась первой, при другом начальнике инженерной службы 51-й армии. Это четко видно по конструкции огневых точек. Они не фронтальные, смотрящие на противника своими амбразурами. Это капониры и полукапониры, амбразуры которых смотрят в бок или в тыл. К противнику обращена глухая массивная стена, закрытая обсыпкой.
А.Ф.Хренов писал: «Как уже говорилось, задержать неприятеля на перекопских позициях удалось ненадолго. Но когда измотанные в ожесточенных боях фашисты остановились под Ишунью и начали перегруппировку, появилась возможность заняться дооборудованном и укреплением позиций. Именно так поступали мы в Одессе, используя каждый подходящий случай для усиления обороны, даже под огнем врага. Все это прекрасно понимал начинж армии генерал Ф. В. Новиков, но в том, что многое здесь было упущено, винить его не приходилось. К тому времени командарм уже отстранил его от должности.
Узнал я и то, что по настоятельному требованию Батова здесь взялись наконец за усиление Ишуньских позиций, куда и был направлен полковник В. П. Шурыгин, временно принявший дела у Ф. В. Новикова. Но много времени уже было потеряно. Удастся ли теперь наверстать его?»
Левый фланг имеет бастион, на котором еще сохранились остатки каменной кладки. Сохранились позиции пушек, фланкирующих ров. Вдоль вала множество окопов, позиций, но, далеко не все они относятся к обороне. Многое на этом валу относится уже к освобождению (об этом мы расскажем отдельно).
«Крепость» представляет собой такой же земляной вал, только чуть более сложной формы, и чуть выше. Судя по немецкому аэрофто, тогда крепость выглядела так же. В боях за Щемиловку и за «крепость» полегло очень много народа. Рядом находится кладбище с ровными рядами плиток. В этом районе лежит огромное количество погибших, и, далеко не все они «подняты поисковиками. Там работы еще…
Впрочем, как выяснилось не только поисковикам, но и историкам. Относительно недавно (каких-то лет 5-7 назад) зацепили «местные» другое воинство, гораздо более раннего периода, но об этом отдельный рассказ…
За Турецким валом укрепления почти не просматриваются. Лишь по освобождению мелькает некий «распаханный вал». Освобождение- отдельная тема. Поэтому, мы отметим лишь тот факт, что за Турецким валом стояла тяжелая дивизионная артиллерия 498-й и 434-й дивизионные артполки 156-й СД.
А, вот дальше начинаются загадки. В районе Караджа у немцев обозначена морская 305-мм батарея… Откуда?
У нас таких батарей на Перекопе вроде бы не было… С очень большой вероятностью речь идет о корабельных башнях с недостроенных в Николаеве кораблей, которые были использованы в качестве укрытия. В одной из таких башен располагался КП 498-го гаубичного полка.
Ну, если уж мы заговорили о флоте, то, наверное, стоит упомянуть о «флотских» батареях в этом районе. Левый фланг позиции держала 126-я береговая батарея, располагавшаяся на полуострове в районе бывшего села Средний Сарай. Именно ее немцы отмечают в своих разведдонесениях, и именно благодаря существованию этой батареи противник отказался от высадки десанта в тыл нашим частям. Увы, сколько ни искал, найти ее не удалось: запахали, как большинство батарей 120-го Перекопско Чонгарского дивизиона. Что-то «звенит» на «глубинник», сильно звенит, но, что? Копать нельзя: поля, рисовые чеки…
А вот 124-ю найти удалось. Там, где она и обозначена: полуостров Литовский. Правда, особого восторга ее позиции не вызывают. Заплывшие дворики, пустынная местность. Вдали виден дот, идем к нему. На немецких схемах это «полуостров Носорог» Странное ощущение, это… то ли остров, то ли полуостров, идешь по твердой корке соли, как по идеальному асфальту, лишь кое-где дорожки промыли роднички. Дот уже наполовину вывалился из земли, между ним и островом глубокая трещина. Ощущение, как будто на другой планете. Вода – кроваво-красная.
Историю дивизиона я уже рассказал в отдельной статье. Я умышленно не даю историческую справку. Это так… непутевые заметки 10-летней давности. Вдруг, кому будет интересно.