Сложно отрицать факт, что именно в тяжелых условиях, на войне или же в армии, есть настоящая мужская дружба - готовность пожертвовать собой, но спасти боевого товарища, с которым вместе проходишь все тяготы и лишения, что преподносит судьба.
Наверное, многие из вас знают, что на территории Советского Союза борьбу с гитлеровской Германией вел истребительный авиационный полк "Нормандия-Неман" (прим. - эскадрилья "Нормандия"), который был создан в 1942 году и состоял из французских добровольцев-летчиков и советских механиков.
Полк, укомплектованный самолетами Як-1, Як-3, Як-9, сражался на Курской дуге, на территории Белоруссии, Восточной Пруссии, закончив войну под Кёнигсбергом (прим. - 1-я воздушная армия).
В этом подразделении служил и капитан Морис де Сейн (1914-1944), французский летчик, выросший в аристократической семье, в Париже. В годы войны он, воспитанник авиационной школы, добровольно отправился служить в полк "Нормандия-Неман" и сражался на самолете "Як-3".
Стоит сказать, что это был опытный летчик, начавший сражаться с врагом еще в 1940 году. Награжден за бой в июне 1940 года "Военным крестом" и позже, после роспуска своей истребительной группы Морис записался в Вооруженные силы Свободной Франции.
Его "Як-3" ремонтировал и готовил к следующим боям Владимир Белозуб, парень из села в Днепропетровской области, который был закреплен за самолетом в качестве авиамеханика.
Участие в боях, совместная работа послужили тому, что Владимир и Морис стали хорошим друзьями, и в письмах родным писали, что продолжат свою дружбу и после окончания войны. Однако, этого не произошло...
"15 июля 1944 года в решающий момент Белорусской операции наш полк покинул Дубровку (Смоленск). Одна за другой эскадрильи взлетели в направлении Микунтани в Литве. Каждый пилот взял с собой в узкий багажный отсек, оборудованный за сиденьем, своего механика, чтобы по прибытии он мог подготовить самолеты к бою."
Из воспоминаний С.Д. Агавельяна, инженера-капитана полка "Нормандия-Неман"
Морис де Сен совершал этот перелет вместе со своим боевым товарищем Владимиром Белозубом. Через некоторое время самолет был обстрелян противником, после чего французский летчик доложил по радио, что в "Як-3" произошла утечка топлива.
Командование приказало летчику совершить посадку. Морис де Сен принялся садить свой самолет на землю, однако этого сделать не удалось. Пары топлива, которое залило лобовое стекло, испарение и жжение в глазах послужили тому, что французский летчик начал быстро терять контроль над машиной.
Попытки посадить самолет успехом не увенчались, и Морису было приказано прыгать с парашютом. Однако, в кабине находился Владимир, у которого парашюта не было. Как быть?
"Морис сделал еще две безуспешные попытки приземлиться на болоте, поднялся на 800 м и выровнялся. Мы думали, он все равно прыгнет.
- Агавельян, вы здесь представляете советское командование, - сказал мне Дельфино (прим. - майор Франции) , передавая микрофон, - отдайте ему приказ сам.
Я взял микрофон и сказал:
- Морис, это приказ о прыжке! Другого решения нет..."
Из воспоминаний С.Д. Агавельяна, инженера-капитана полка "Нормандия-Неман"
Но французский летчик решает остаться в кабине вместе со своим погибающим товарищем, и вскоре "Як-3" камнем упал на землю...
Это был тот момент, когда человек пожертвовал собой, но не предал дружбу и остался верен до самого конца настоящему боевому братству.
Уже позже, через несколько лет после окончания войны, советские офицеры встречались с мамой французского летчика, чтобы выразить свою признательность за героический поступок ее сына. Данная встреча описывается как раз Сергеем Давидовичем Агавельяном, кавалером французского ордена Почётного Легиона, впоследствии - полковником советской армии, который в годы войны служил в полку "Нормандия-Неман".
И Терез де Сейн , мама героя, на слова офицеров ответила следующее:
"Генерал, у меня был только один сын, и он имел возможность спастись ... Но тогда честь всей нашей семьи была бы запятнана. Мой сын поступил благородно... "
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".