Найти тему
Изнанка

Маугли Джинни: психолингвистический феномен

Феральные или одичавшие дети - дети Маугли, выросшие в полной изоляции от человеческого общества и в большинстве случаев воспитанные животными. В большинстве, но не во всех - Джинни как раз то самое исключение, когда зверем ребёнка воспитывают сами люди.

Малышке Джинни (это, кстати, псевдоним, настоящее имя скрывается) очень не повезло родиться в такой семье, где отец может убить двоих из четырёх детей, держать в страхе слепую жену и остаться безнаказанным. Первый ребёнок раздражал Кларка Уайли плачем, и он убрал его в ящик стола, завернув в полотенце; другой умер вскоре после рождения, захлебнувшись слюной. Джинни, родившейся в 1957 году, отец тоже желал скорейшей смерти, однако судьба распорядилась иначе.

В возрасте одного года ей не посчастливилось заболеть пневмонией и вызвать у лечащего врача подозрение на задержки в развитии (что неудивительно). Тогда-то отец захотел от неё избавиться, и очень изощренным способом.

Уайли запер ребёнка в отдельной комнате, лишив контактов не только с внешним миром, но и с другими членами семьи. Утром он надевал на Джинни памперс, чтобы не утруждаться приучением к горшку, и привязывал к детскому стульчику. На ночь одевал в смирительную рубашку и запирал в металлической клетке.

Отец был уверен, что Джинни не доживёт до 12 лет, а потому позволял себе воспитывать ее так, как ему было интересно. Кормил дочь только детскими молочными смесями, «общался» с ней, имитируя собачий лай и рычание. Джинни было запрещено говорить, и при попытке произнести хоть слово на человеческом она получала палкой по голове. Мистер Уайли вообще не выносил человеческой речи, поэтому другие члены семьи - жена и старший сын - говорили только шепотом. Но им хотя бы можно было говорить.

В 1970 году терпение Айрин, матери Джинни, лопнуло, и она решилась уйти от мужа-тирана. Тогда-то про девочку узнали социальные работники, а позже - ученые. Сложно было не заметить на улице тощего бледного ребёнка, передвигающегося по-кроличьи и истекающего разного вида жидкостями (из-за детства, проведённого в подгузнике, Джинни не могла контролировать мочеиспускание, бесконтрольно мастурбировала и пускала слюни, т.к. не была обучена жевать). Ходила она с большим трудом, не способная выпрямить спину и руки. Также Джинни не могла говорить и изъяснялась, если на то было настроение, рычанием и жестами.

Разумеется, родителям были предъявлены обвинения за жестокое обращение с детьми, но что самоубийство Кларка Уайли и записка «Мир никогда не поймёт» могли изменить?

Итак, за Джинни стали пристально наблюдать. Ее чудовищная история, тем не менее, оказалось настоящим психо-лингвистическим феноменом, исследование которого помогло пролить свет на многие интересные вещи.

Например, одной из главных задач психологов стало обучение Джинни человеческому языку. Несмотря на сравнительно юный возраст, обучение шло еле-еле. Хотя прогресс был виден (что, кстати, опровергает диагноз умственной отсталости), полного и осознанного владения речью добиться так и не удалось. Первое время она распознавала лишь собственное имя и слово «извини». Спустя годы обучения Джинни научилась строить лишь короткие фразы, например, «отец бить рука», так и не овладев грамматикой.

Это подтвердило теорию о существовании критического периода развития человека. Овладеть языком можно только в это время, отчёт идёт от 2 лет до завершения полового созревания. Научиться же владеть речью без практики и вовсе невозможно. Получается, что человеком нас делает все-таки человеческое, и, что немаловажно, человечное, окружение.

Исследуя речь Джинни и предметы разговора, интересовавшие ее, учёные задумались о связи полушарий мозга с языковыми возможностями. Дело в том, что девочку больше интересовали материальные объекты, что для детей не характерно. Она никогда не задавала вопросы и различала фигуры лучше сверстников - признак сильно развитого правого полушария.

Для подтверждения гипотезы был проведён нехитрый эксперимент. Через наушники Джинни поочерёдно сообщали информацию то в правое ухо (левое полушарие), то в левое (правое полушарие). То, что девочка слышала через левое ухо, она распознавала со 100% точностью, а вот с правым ухом выходили проблемы.

Учитывая то, что при сильно развитом правом полушарии Джинни испытывала серьёзные трудности с языком, логично было предположить, что за речь отвечает левое, у неё атрофированное. Развитие этого полушария также возможно только в течение критического периода. Если язык не изучен в это время, наверстать упущенное уже не выйдет.

Джинни многому научила учёных и многому научилась сама: строить, хоть и не связные, но предложения, контролировать походы в туалет, есть твёрдую пишу и выражать сильные эмоции по-человечески, топая ногами и хлопая дверью вместо самоповреждения.

Учеными было достигнуто (в воспитании Джинни) и открыто (в науке) очень многое, но американский Национальный институт психического здоровья удовлетворён не был и в 1974 году прекратил финансирование исследований. Девочка стала путешествовать по приёмным семьям и постепенно регрессировала, отказавшись более говорить. По достижении совершеннолетия след Джинни и вовсе затерялся. Несмотря на все попытки врача Сьюзан Кёртис, работавшей с ней с самого начала, разыскать подопечную, что потом стало с Джинни до сих пор неизвестно.

Понравился материал? Читайте интервью с хирургом-онкологом , а также статью о необычной операции "Рука Крукенберга" . Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале.

Изнанка