Всем привет!
Год фин. анализа идет по плану: потихоньку совершенствую свою систему разбора компаний. Почему я просто не читаю обзоры аналитиков, которые в этом "круто разбираются"? Читаю. Но мне важно самому прокачать этот скилл. Как это происходит - можете наблюдать в этом блоге :)
Ранее я уже разобрал нефтегазовый сектор, металлургов, посмотрел Алросу. Теперь очередь дошла до транспортных компаний. Здесь планирую разобрать несколько авиаперевозчиков, Совкомфлот. Сюда же можно было отнести и Транснефть (она же тоже по сути транспорт, только "трубный"; но я ее уже разобрал в рамках нефтегаза)
Здесь же планирую посмотреть Боинг и Локхед Мартин (обе компании покупал именно в рамках аэротранспортной составляющей, не военной или авиакосмической)
Надеюсь, будет полезно и интересно!
ОТРАСЛЬ
Это сводный индекс авиакомпаний из состава широкого американского индекса СНП500. Эти графики я строю в сервисе barchart.com
Что мы видим на графике? Правильно, это флэт, начиная с 2014 года. Базовых причин в рынке всегда две:
- рыночная перекупленность (спекулятивный интерес)
- проблемы в отрасли в целом
Дополнительных причин может быть множество. На данном этапе не важно, в чем они. Есть вот это график, который показывает, что еще задолго до ковида отрасль прекратила рост
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ГРАФИК
На долгосрочном графике обращаю внимание на следующее:
- Есть зона в районе 85-95. Похоже на сильный уровень
- Есть поддержка на 30-40 (красная линия)
- Есть "фееричный рост" (пик) 2017-2018 года, который, как оказалось, был спекулятивным. Поскольку за увеличением цены в несколько раз не стояла какая-то реальная финансово-экономическая база
- И есть два канала. То, что ниже важного уровня и то, что Выше.
И если не брать мощный спекулятивный рывок - то актив с 2004 -2006 года находится во флэте
О КОМПАНИИ
Аэрофлот - крупнейшая авиакомпания России, топ 20 авиаперевозчиков мира. Группа компаний перевозит в год до 60 миллионов пассажиров.
Группа включает в себя сам Аэрофлот, а так же авиакомпании Россия, Аврора, и лоукостер Победа.
Средний возраст судов 5 лет (по Аэрофлоту) и 7 лет по группе.
Всего парк судов составляет:
- 359 самолетов по группе
- 245 у Аэрофлота
Важно: 51.17% акций находится в руках государства. И это очень важный фактор для всех инвесторов компании, который имеет как плюсы, так и минусы. Об этом поговорим ниже
С этого обзора начинаю указывать рыночную капитализацию в долларах. У Аэрофлота текущее значение это 2.25 миллиарда. Почему в USD? Ответ: чтобы было удобнее сопоставлять масштаб компании. Я инвестирую и в рублевые, и в долларовые и в евро активы. Поэтому мне нужна универсальная система отображения. Учитывать американские компании в рублях не имеет смысла: рубль слишком волатилен и часто обесценивается на пару десятков процентов. Учитывать в евро? Не уверен. По евро много своих разных "шоков". И хотя многие считают, что с долларом могут быть проблемы из за печатного станка. Но у остальных валют ведь проблем еще больше. Юань? Но мы все знаем, что компартия Китая может одним махом девальвировать свою валюту (такое было и не раз), чтобы получить преимущества в производственной цепи. В общем, остается только доллар.
О том, какое значение имеет рыночная капитализация - можно почитать здесь
ДИНАМИКА ВЫРУЧКИ И ПРИБЫЛИ
По выручке компания растет (синий график, RUB). А вот с прибылью есть вопросы. Компания живет "на грани" убытков. И периодически в них скатывается. Net Income за 2019-й год отрицательный. И никакого ковида тогда не было
Какими я вообще инструментами анализа пользуюсь - инфа здесь
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Авиаотрасль перенесла один из тяжелейших ударов от пандемии коронавируса. Скрине с презентации Аэрофлота можно видеть, что российский рынок перевозок сократился в 2020-м году на 50% по сравнению с 2019-м. Такие же цифры и по Аэрофлоту. Чтобы пережить кризис, Аэрофлот был вынужден провести допэмиссию. Доля акционеров была размыта (акций стало намного больше, а фин показатели и выручка пропорционально не выросла, т.е. ценности на 1 акцию стало меньше)
Конечно, падение рынка на 50% сказалось и на финансовых результатах Аэрофлота. Подсветил красными стрелками. Выручка упала на 55%. По операционной деятельности (основная деятельность) убыток. А общий убыток составил 123 миллиарда.
Кстати, по презентации вполне можно судить об отношении компании к инвесторам. Здесь описал, как можно это использовать
ВОЛАТИЛЬНОСТЬ
На горизонте в 5 лет волатильность Аэрофлота находится на уровне среднерыночной волатильности по российскому рынку. Актив так же менее волатилен, чем индустрия, в целом.
Пост о том, что такое волатильность - здесь
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ
Заглянем, а что же говорит нам робоадвайзер Симпливоллстрит? А он говорит, что Аэрофлот стоит сейчас всего лишь 30% своей справедливой стоимости? Как так? Размывали долю, размывали, генерили убытки, генерили, а актив то, оказывается, "чистое золото"?
Где здесь подвох.
Пометил на графике, что оценка Симпливолл на 2/3 состоит из ожидаемых дисконтируемых денежных потоков (на основе мнения аналитиков).
И примерно 1/3 ценности - это terminal value. Суть метода в том, что Вы можете предположить денежные потоки компании, например, на 5-7, или 10 лет. Но, чем больше срок "угадывания", тем более неопределенность. Так вот, чтобы "угадывать" более безопасно для репутации придумали формулу, которая позволяет предположить потоки за пределами какого-то разумного прогнозного срока. Это оно и есть. Т.е. предполагается, что компания растет со своей стабильной скоростью роста до бесконечности. И это тоже имеет денежную оценку.
У Вас в этом месте
А) полезли глаза на лоб
Б) появились вопросы
Да, у меня тоже. А Вы думали за этими красивыми графиками на продвинутых и не очень сайтах для аналитики что стоит? Вот такие вот "гадания", только с натянутой на них математикой :)
В общем, верите ли Вы, что справедливая стоимость Аэрофлота находится за пределами хая на уровне 241 рубль за акцию? Я не очень. Хотя очень похоже, что по сходным методикам в это поверил кто-то в 2016-м году :)
Поэтому, прежде чем покупать акции "по скринеру", причем по любому, нужно очень и очень внимательно подумать. И посмотреть другие, альтернативные методы оценки. И компанию в целом
P/E, СКОЛЬКО ПРИБЫЛЕЙ СТОИТ КОМПАНИЯ
Ребята, важно P/E смотреть в динамике. Вот что Вам скажет текущее значение в - 0,8? Вообще ничего.
А вот график во времени - показателен. Белыми линями выделил зону наибольшей концентрации. Это от 5 до 13. Т.е. в среднем, Аэрофлот обычно стоит от 5 до 13 своих годовых прибылей
Периодические "залеты" то ниже нуля то вверх, на мой взгляд, говорят о странностях финансового управления и отчетности. Т.к. в "стабильных компаниях" показатель P/E растет более гармонично, без таких вот зигзагов
Как читать коэффициент P/E - пост
Значение коэффициента P/B - пост
EPS (ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ)
Значения на графике ниже нуля - это убыток на акцию. Как видно, проблемы начались задолго до ковидного кризиса.
ROE (РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА)
И здесь в цифры "странно" бегают. Меня такие вещи всегда настораживают. Но если, все же, попробовать выделить какое-то "усредненное значение", то рентабельность могла бы быть между 20 и 30%, что неплохо
БУДУЩИЙ РОСТ
Есть позиция, что Аэрофлот в ближайшие несколько лет сделает перехай по выручке. Но удастся ли это сделать по прибыли? Вопрос открытый.
На горизонте нескольких лет акции компании (предполагается) будут генерировать убыток на внутреннюю стоимость
АКТИВЫ, ДОЛГИ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
- Синяя зона: активы
- Красная линия: обязательства
- Светло красная зона: total debt
- Ярко красная зона снизу: shor term debt
А теперь мой любимый график, который я строю в терминале Трейдинг Вью. С 2019 года обязательства компании Аэрофлот превышают ее активы. Трэшачок :) И это еще мягко сказано. И, боюсь, ковид здесь не причем. Пандемия усугубила ситуацию, но не была причиной. Что я вижу на этом графике? Вижу амбиции. И, конечно же, авиационные страсти с Трансаэро. Не всегда подобные вещи дают синергию.
МОЕ МНЕНИЕ
Неочевидный актив для меня. Когда-то я входил в компанию по принципу "ну а кто будет-то перевозить, если не они". И "государство в любом случае поддержит".
Но ребята, давайте признаемся себе честно: кому охота инвестировать в актив при отсутствии роста внутренней стоимости?
Конечно, если рынок "поверит" в эту страшную историю, что справедливая стоимость компании лежит выше пределов текущего исторического ценового хая - есть смысл подержать и удовлетворить интерес подобных "верователей". Но, если рассуждать прагматично, факторов за вялый влэт и постепенное сползание вниз сейчас намного больше.
Я в активе на небольшую часть депозита. Но причин нахождения здесь вижу все меньше. Считаю, что доминирующая компания в отрасли не может позволить себе быть такой неэффективной. Равно как и решать свои проблемы за счет допэмиссии и размытия доли текущих акционеров
Тяжелые времена? Да. Трудности? Да. Но Вы же видели на графиках выше, что "уход в минуса" - вообще свойственен компании, и началось это задолго до ковида.
Всем удачи и успехов в инвестициях!
PS 📍
Не является инвестиционной рекомендацией и призывом к действию! Это мой личный частный блог, в котором я обобщаю свои взгляды на фондовый рынок, делюсь своей стратегией и подходами к рыночному анализу, оцениваю свои сделки с точки зрения эффективности
ТЕЛЕГРАМ канал, где я в течение дня сижу за терминалом и делюсь мыслями в течение дня здесь
Портфель на Тинькофф инвестиции лежит здесь
✅ В своих постах я размещаю только актуальные на момент написания графики, построенные в премиум аккаунте сервиса TradingView
#долгосрочные инвестиции
#фондовый рынок
#технический анализ акций
#фундаментальный анализ
#акции