Немецкий философ Иммануил Кант часто любил гулять улицами Кенигсберга, размышляя над своими глубокими идеями. Кант регулярно ходил "философской дорогой", что подметили попрошайки, которые начали просить у него милостыню. Кант начал щедро раздавать чистые монеты нуждающимся. В результате, попрошайки выжидали философа на его пути и выпрашивали деньги.
Однажды Канту это надоело и ему пришлось изменить время и маршрут своих прогулок. Кант должен был это сделать, исходя из своих основополагающих этических принципов. Во первых, это касается правила:
"Поступайте так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом"
Тоисть, если у Канта просят деньги и он их раздает, то это становится всеобщим законом, который можно сформулировать так:
"Всякому, кто просит у тебя, давай"
Согласитесь, довольно спорное утверждение. Далее, рассмотрим еще один принцип этики Канта, который звучит так:
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".
В этой ситуации попрошайки сделали из философа средство достижения цели, поэтому Кант, выполняя этот закон, перестал раздавать деньги. Кстати, это довольно радикальное правило, так как согласно ему, к примеру, родители не должны помогать своим взрослым детям и также дети не должны помогать своим родителям. Вообще, вы не должны ставать средством для существования других людей и также не должны использовать других людей для своего существования.
Напоследок, стоит выяснить, почему Кант не сказал попрошайкам о своем решении, а просто начал убегать от них. Возможно, он, как считает Ханна Арендт, стыдился сказать правду, а, как известно, ложь для Канта неприемлена в любых ситуациях, из чего следует его принцип:
"Правдивость есть долг, который надо рассматривать как основание всех опирающихся на договор обязанностей, и стоит только допустить малейшее исключение в исполнении этого закона, чтобы он стал шатким и ни на что не годным».
Интересно, что согласно этому правилу вы не можете врать преступникам и другим нехорошим людям, даже если на кону чья-та жизнь.
Литература:
1. Ханна Арендт — Ответственность и суждение
2. М. Филиппов — Иммануил Кант. Его жизнь и философская деятельность
3. Евгения Павлова — Пять афоризмов Канта, которые ему не принадлежат
Читайте также статью о минусах золотого правила нравственности. Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал.