Найти тему

Грузооборот железнодорожного транспорта: март - улучшения тенденций не наблюдается

Новость: В марте объемы погрузки на сети РЖД составили 109 млн т, увеличившись на 2% г/г благодаря низкой базе марта 2020 г., когда впервые были введены карантинные ограничения.

По сравнению с уровнем марта 2019 г. объемы сократились на 3%. Что касается видов грузов, уголь показал рост на 10% г/г (-5% к марту 2019 г.), металлы – на 1% (также -5%), а нефть и нефтепродукты – снижение на 4% г/г (-9%). Вместе с тем динамику вновь поддержали сегменты удобрений и зерна, где объемы перевозки увеличились на 5% г/г (+7% к марту 2019 г.) и 3% г/г (+23%) соответственно.

В целом, если анализировать показатели с корректировкой на низкую базу марта прошлого года, улучшений в тенденциях по сравнению с январем–февралем 2021 г. не произошло. Ставки аренды полувагонов остались на уровне предыдущего месяца в 700 руб./сут. (-36% г/г). Ввиду холодной погоды наблюдался повышенный спрос на перевозки угля, но избыток подвижного состава нейтрализовал этот фактор.

Сегмент наливных цистерн также получил поддержку, и ввиду более концентрированного рынка ставки аренды поднялись на 3% м/м (-16% г/г), до 950 руб./сут. Общий результат марта соответствовал ожиданиям РЖД.

Наш комментарий (ВТБ):

Уголь. Объемы погрузки угля в марте выросли на 10% г/г, до 32 млн т., но все равно были на 5% ниже, чем в марте 2019 г. Сегмент выигрывает благодаря холодной погоде в Европе и Азии. Цены на уголь (FOB) в марте составили 64 долл./т (против уровня безубыточности 40 долл./т) в Европе и 88 долл./т (против 45 долл./т) по экспорту на Дальнем Востоке. Ставки аренды полувагонов остались на отметке 700 руб./сут., под давлением ввиду избытка подвижного состава.

Нефть и нефтепродукты. Объем перевозки наливных грузов сократился на 4% г/г (-9% к марту 2019 г.), до 19 млн т. Динамика не улучшилась, так как в России продолжили действовать ограничения на добычу. Ставки аренды железнодорожных цистерн поднялись на 3% м/м, до 950 руб./сут. (-16% г/г) – возможно, благодаря холодной погоде.

Строительные материалы. В сегменте строительных материалов зафиксировано снижение на 10% г/г (-5% к марту 2019 г.), что связано с перераспределением парка полувагонов в пользу перевозки угля.

Металлы. Объем перевозки металлургических грузов подрос на 1% г/г (-5% к марту 2019 г.), до 20 млн т. Спрос остался слабым, что обусловлено сохранением карантинных ограничений в европейских странах.

Стоимость ремонтов. Расходы на запасные части и ремонтные работы (минимум, до которого могут упасть ставки аренды полувагонов) в марте остались на уровне 430 руб./сут., что на 25% ниже уровня годичной давности. Следует отметить, что падение этого показателя прекратилось – скорее всего, из-за подорожания металлов.

Парк вагонов. Парк полувагонов в феврале увеличился на 1195 единиц, до 581 319 (рост на 3% м/м в годовом исчислении). Парк наливных цистерн за месяц почти не изменился, составив 179 740 единиц.

Прогноз. В феврале объемы погрузки на сети РЖД увеличились на 2% г/г, но были на 3% ниже уровня марта 2019 г. Общий результат соответствует ожиданиям монополии. Несмотря на значительный рост цен на уголь, спрос на аренду полувагонов остается слабым ввиду их избытка, поэтому ни РЖД, ни мы не ожидаем восстановления ставок в этом сегменте в текущем году.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь в социальных сетях. Хороших вам инвестиций.