Найти тему
Бесконечный космос

Перед НАСА и ЕКА стоит новая серьезная задача - доставить на Землю образцы с Марса

На Марсе работает марсоход Perseverance, НАСА и ЕКА столкнулись с новой чрезвычайно сложной задачей. Оба агентства готовят возврат образцов с Марса, миссию, которая доставит образцы, собранные Perseverance, на Землю. Если миссия будет успешной, она откроет новую главу в освоении космоса роботами.

Художественное видение миссии по возврату образцов с Марса, фото: НАСА
Художественное видение миссии по возврату образцов с Марса, фото: НАСА

Согласно предположениям о возврате пробы с Марса, миссия по отбору пробы будет отправлена ​​на Марс в первую очередь. Она приземлится недалеко от места посадки миссии Mars 2020 - марсохода Perseverance - и разместит там специальную платформу, с которой будет выпущен небольшой марсоход, построенный ЕКА, Sample Fetch Rover. Марсоход соберет образцы, подготовленные Perseverance, и вернет их на платформу. Там он загрузит их в контейнер размером с баскетбольный мяч на борту Mars Ascent Vehicle (MAV). MAV станет первым в истории аппаратом, взлетевшим с поверхности Марса. Его задачей будет доставить контейнер на орбиту Марса.

В это время вокруг Марса будет вращаться орбитальный аппарат для возврата на Землю. Предполагается перехватить находящийся на орбите контейнер, обеззаразить его и поместить в посадочную капсулу. Затем аппарат вернется к Земле и выпустит капсулу, которая приземлится на нашей планете.

На около марсианской орбите аппарат примет на борт образцы грунта с Марса и доставит их на Землю.
На около марсианской орбите аппарат примет на борт образцы грунта с Марса и доставит их на Землю.

Координация и выполнение столь сложной миссии - серьезная инженерная задача. Расстояние между Марсом и Землей настолько велико, что сигнал в обоих направлениях занимает несколько минут. Поэтому, если в критические моменты миссии возникнут непредвиденные проблемы, люди не смогут их исправить.

Самой большой проблемой будет запуск MAV с поверхности Марса. Анита Сенгупта, инженер факультета космической техники Университета Южной Калифорнии, говорит, что главная проблема здесь заключается в том, чтобы учесть различия в гравитации и взаимодействии Марса и атмосферы Земли.

Гравитация на Земле в три раза больше. А давление на поверхности Марса примерно в 100 раз ниже, чем на Земле. Глядя только на эти факторы, можно сказать, что требуется гораздо меньшая ракета, чтобы получить с Марса такую ​​же массу, как и с Земли. Однако настоящая проблема в том, что на месте не будет людей. Все должно происходить автоматически. «Это должно сработать с первого раза», - говорит ученый.

Даже на Земле, когда ситуация полностью контролируема, запуск ракеты представляет собой серьезную проблему, а плохая погода часто приводят к прерыванию запуска буквально на последних секундах. Инженеры, работающие над двигателем для MAV, также должны помнить, что на Марсе очень низкие температуры. Поэтому они должны разработать такую ​​систему для поддержания соответствующей температуры приводной системы, чтобы MAV мог без проблем запускаться после нескольких месяцев простоя и при минусовых температурах.

Существуют модели и вычислительные мощности, благодаря которым инженеры смогут проверить, например, как топливо ведет себя в таких условиях. Кроме того, многие системы будут дублированы, поэтому в случае отказа одной из них можно будет запустить другую.

Опыт миссии «Аполлон», когда он был запущен с поверхности Луны будет очень полезным. Каждая миссия чему-то учит, что в последствии используется в следующих миссиях.

Источник: ЕКА / НАСА