Уникальная книга, которую должен прочесть каждый родитель, педагог и психолог
«Должен» или не «должен» – это, конечно, звучит довольно претенциозно, но ведь именно так пишутся кликабельные заголовки, верно?
На самом деле, труд Марии Осориной достоин того, чтобы о нём написали отдельную книгу, потому что её внимательное исследование мира ребёнка не похоже ни на одно пособие по психологии.
Здесь я постараюсь кратко и без спойлеров пройтись по основным вопросам, которые автор затрагивает в своей книге.
На всякий случай напомню, что я никогда ничего не рекламирую и что мне никто ни за что не платит (у меня даже канал не монетизирован, а число подписчиков – это просто курам на смех). Просто я всегда с восторгом искренне делюсь тем, что привело в восторг меня саму.
Глава 1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
Первая глава книги рассматривает достаточно распространённые аспекты детской психологии, но у Осориной к этим вопросам более глубокий личный подход. Вы узнаете о том:
- как русский колыбельный фольклор отражает только-только зарождающиеся взаимоотношения младенца с окружающим миром;
- каким образом традиционное пение, а также потешки и первые стишки для самых маленьких помогают малышу сформировать образ собственного «Я» и доверие к миру;
- какое значение имеет музыкальный ритм в «строительстве» личности;
- что помимо назидательно-развлекательного посыла заложено в народных сказках;
- почему не надо жалеть бумаги и других материалов для первых детских «каляк-маляк»;
- как ребёнок в процессе изобразительного творчества постепенно познаёт самого себя и своё окружение (и почему НЕ нужно учить детей раннего возраста «правильному» рисованию);
- о каких важных универсальных понятиях расскажет детский изобразительный язык и как выглядит «интеллектуальная» модель мира ребёнка.
Глава 2. Освоение пространства дома: материализация «Я»
Вторая глава продолжает темы, поднятые в первой, значительно расширяя их сообразно с тем, как ребёнок поднимается на следующую ступень своего развития:
- как понятие о личных границах соотносится с реальным опытом ребёнка в границах материального пространства;
- почему дом – это своеобразный символ человеческой личности и в то же время уменьшенная модель мира;
- каким образом и зачем ребёнок стремится обозначить своё присутствие в этом мире;
- что значит для него понятие «место» и как он отражает его, располагая предметы на плоскости листа в своих рисунках;
- почему маленькие дети боятся НЕ быть найденными, когда играют в прятки;
- как наличие собственного места в доме влияет на дальнейшее развитие личности (порой на протяжении всей жизни);
- на какие материальные (!) составляющие делится первое понятие о самом себе;
- почему так важна культура семейного застолья и чему, кроме хороших манер, учит этикет во время еды.
Глава 3. Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях
- как ребёнок психологически осваивает пространство внутри дома и почему такие вещи, как, например, рисунки и пятна на обоях, имеют для него такое большое значение;
- каким образом предметы и пространство «изменяют» свои размеры в сознании ребёнка;
- почему в общении с малышом так важно проговаривать, казалось бы, очевидные вещи («Да, это стул» и т.д.) и что помимо лексикона обогащают такие «глупые» беседы;
- что открывает для себя ребёнок, когда начинает фантазировать, создавая «параллельные миры»;
- почему игрушки имеют для него такое огромное значение, что они символизируют для ребёнка и как помогают ему «опредметить» происходящие внутри психические процессы;
- как вырастает значимость Взрослого в глазах ребёнка, когда он оказывается на границе реальности и фантазии;
- какие места в доме притягивают детей как магнитом, а какие пугают (и почему так происходит);
- откуда «вырастают» детские страшилки и что их объединяет независимо от поколения;
- почему дети в определённом возрасте с такой охотой начинают рисовать домики;
Глава 4. Выход в мир: куда и с кем
- почему делать вид, что «бросаешь» ребёнка одного на улице в наказание за капризы просто меганепедагогично (нет, не только потому, что жалко);
- в каком возрасте и в каких ситуациях важно, чтобы взрослый и ребёнок находились в поле зрения друг друга, а в каких – неуместно (и почему);
- какими факторами обусловлены системы родительских уличных запретов и какие из них чаще всего нарушаются детьми;
- что интересного расскажет география самостоятельных пространственных перемещений ребёнка или группы детей;
- почему охват осваиваемой территории у мальчиков как правило значительно шире, чем у девочек и что в этом процессе роднит детей с дикими животными;
- как дети хозяйничают на «своей» улице (в «своём» дворе и т.д.);
- что такое детские «пути», «границы» и «места».
Глава 5. Детская практика посещения «страшных» мест
Пожалуй, здесь начинается самое интересное. Речь пойдёт о вылазках в подвалы, прогулках по стройкам, «набегах» на дома нелюдимых сельских персонажей, кажущихся детям подозрительными и т.д.. Здесь будет много примеров из реальной жизни, которые доказывают общность этого явления независимо от того, где и в какое время растут дети:
- почему «страшные» места так привлекают детей и подростков, которые ещё совсем недавно испытывали ужас перед щелями, дырами и другими символическими «провалами» в потусторонний мир;
- какую роль в этих вылазках играет процесс постепенной сепарации ребёнка и родителя;
- как строятся отношения в групповых уличных играх, особенно когда речь идёт о походах в «страшные» места;
- что испытывают дети, посещая «страшные» места;
- как различаются личные пределы самоиспытания в таких ситуациях в зависимости от пола, возраста и характера отдельного ребёнка – и как это влияет на распределение ролей в детском сообществе;
- как психологически преображаются время и пространство в «страшных» местах;
- почему у детей складываются особые отношения с таким местом, как уборная (нет, Фрейд здесь ни при чём).
Глава 6. Чем привлекательна свалка?
Свалка, мусорка, помойка – уже не такие страшные места, как заброшенный дом или подвал, но это не делает их менее интересными.
- как ребёнок на свалке выступает в качестве наблюдателя «изнанки» взрослого мира;
- каким образом свалка дарит ощущение свободы и позволяет дать выход энергии «запретных» эмоций;
- чем изучение мира свалки может помочь психотерапевту и воспитателю в оформлении специального пространства для детей;
- как найденный мусор или даже его части развивают фантазию и социальные навыки ребёнка;
- какие экзистенциальные вопросы может породить времяпрепровождение на свалках.
Глава 7. Как дети налаживают отношения с ландшафтом
Данная глава в чём-то перекликается с четвёртой, где описываются детские прогулки в целом. Однако «отношения с ландшафтом» – это всё же отдельная самостоятельная страница в жизни ребёнка.
- какую роль играет ландшафт и его «проживание» в эмоциональном развитии;
- чем отличаются индивидуальное и групповое исследования детьми окружающей среды;
- откуда появляются элементы детского «язычества» в отношении к тому или иному месту (и снова немного о народных сказках);
- как место действия задаёт порядок самих действий в детских играх;
- как значимые места обрастают легендами;
- какой отпечаток детские взаимоотношения с ландшафтом накладывают на личность и как это отражается потом на взрослой жизни;
- насколько важно для ребёнка, что ему исследовать – городскую среду или природную;
- как игры у воды и изучение тайной жизни водоёмов влияет на развитие детской психики;
- как ребёнок внутренне «достраивает» места, обладающие скудным запасом игровых возможностей;
- снова о «пульсации» пространственно-предметных размеров и об их связи с символикой детских рисунков (а также древних произведений искусства и организации японских садов).
Глава 8. Детские «сокровищницы», «секреты» и «тайники»
- чем отличается характер этих трёх явлений;
- как выражается более тесная, чем у взрослых, детская связь с землёй в страсти к закапыванию предметов;
- почему дети иначе относятся к тому, что можно подобрать с земли;
- зачем ребёнок сначала собирает, а затем прячет никому не нужные и ничего не значащие, казалось бы, мелочи;
- как по-разному мальчики и девочки оформляют свои «тайники» и чем детей интересуют чужие «сокровищницы»;
- как общая тайна наделяет друзей особым статусом;
- по какому принципу дети подбирают предметы для своих коллекций (не настоящих коллекций вроде собрания марок или игрушек определённого вида, а особых детских коллекций «сокровищ»);
- как развиваются у детей понятия о материальной ценности предметов и денег;
- почему девочки чаще используют найденные обломки предметов в созидательных целях, а мальчики – в разрушительных (и речь здесь вовсе не об агрессии);
- какие глубинные психологические явления прослеживаются в создании «тайников» и «секретов».
Глава 9. Зачем дети строят «штаб»?
Всё о детской традиции устраивать «домики» в самых разных местах:
что движет детьми, когда они сознательно выделяют себе особое место в мире взрослых;
- зачем детям системы секретных коммуникаций, тайных знаков и шифров;
- как и для чего личная тайна ребёнка становится общей (не имея в виду взрослых);
- почему детям нравится развешивать объявления;
- как в произведениях для детей отражены идеальные представления о самой сути детского «штаба»;
- каковы особенности детских «штабов» и их классификация по типам устройства, расположению и т.д.;
- как дети обживают уже созданное пространство внутри «штаба»;
- «Тимур и его команда» как идеальная модель жизни детской группы: какие цели преследуют дети, придумывая себе особые виды деятельности;
- откуда у взрослых появились идеи движений скаутов и пионеров;
Глава 10. Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми
- что значит для ребёнка передвижение в пространстве, почему он так любит сказки о путешествиях на ковре-самолёте, диких гусях и т.д.;
- каковы особенности изображения транспортных средств детьми раннего возраста;
- чем становится для ребёнка первый личный велосипед;
- чем отличается общественный транспорт от того же велосипеда или автомобиля с точки зрения психологии детского восприятия;
- почему детский опыт переживания поездок в общественном транспорте и то, как складывается у ребёнка «в голове» карта маршрута, отличается от взрослых;
- какова роль тесного контакта с плотной «безликой» массой людей в социализации ребёнка и как вообще «телесное общение» участвует в его психическом развитии;
- какие личностные вопросы решает для себя ребёнок, с которыми вступают в общение «чужие» взрослые;
- как по-новому рассматривается тема места в транспорте по сравнению с местом в доме или на улице;
- как именно следует взрослому вести себя в роли воспитателя во время поездки с ребёнком;
- в чём разница между русским и западным менталитетом в отношении личного пространства в общественном транспорте.
Глава 11. Поездки без взрослых: новые возможности
- с какими неочевидными для взрослого сложностями сталкивается ребёнок, впервые уезжая куда-то в одиночку;
- как самостоятельные поездки способствуют большей сосредоточенности ребёнка на собственном «Я»;
- как дети поэтапно овладевают навыками передвижения в транспорте и какие психологические задачи он решает в ходе этого процесса;
- какие основные фазы освоения транспорта детьми можно выделить;
- почему важно расспрашивать ребёнка о том, как проходят его самостоятельные поездки;
- как эти поездки становятся полем для творческих экспериментов;
- с чем связан этап возникновения внезапного интереса к рисованию детьми карт и схем;
- как формируются более «взрослая» карта местности и образ города в сознании ребёнка;
- почему ребёнок прибегает к «магическим» действиям «на удачу».
Глава 12. Что делает городской ребёнок на прогулке?
- с какими типами пространства встречается ребёнок в городской среде и как он использует это в своих целях;
- как дети идут на контакт с окружающими их уличными предметами и как от этого зависит взаимодействие между самими детьми;
- чему может научиться взрослый у ребёнка, который действует по принципу «здесь и сейчас»;
- что на самом деле важнее: произвольное (волевое) или непроизвольное (рефлекторное) внимание;
- как «бесцельные» детские прогулки становятся стимулом к его познавательной деятельности;
- почему для ребёнка важно проживать игровую ситуацию как эмоционально, так и физически;
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке
Это, наверное, самая интересная и необычная глава, в которой Осорина объединяет сразу несколько психологических аспектов ничем не примечательного, казалось бы, детского «бесежа»:
- как катание с ледяных гор связано именно с русским народным менталитетом;
- какие важные задачи решает ребёнок в зависимости от выбранного им способа спуска;
- почему такое опасное катание на ногах имеет наибольшее значение для тренировки не только равновесия, но и многих других незаменимых качеств;
- как себя ведут и чему учатся друг у друга дети разного возраста в очереди на горку и в самом процессе скольжения;
- почему ребёнок не устаёт бесконечно повторять одно и то же, заставляя взрослого мёрзнуть до посинения;
- чем может помочь возможность поваляться и покататься по земле в преодолении личностных проблем, в т.ч. на уровне нейрофизиологии;
- чего не хватает школьной физкультуре и при чём тут техника русского кулачного боя (никакого насилия, честно!);
- почему летняя металлическая горка на детской площадке значительно уступает ледяной по своим «воспитательным» качествам;
Глава 14. Каким должно быть место детского отдыха и игр
Эту последнюю главу я только-только начала читать. У меня самой было похожее исследование на эту же тему, но я рассматривала детские помещения с точки зрения эстетики и воспитания вкуса, а Осорина перечисляет педагогические свойства детского пространства, которые необходимо учитывать взрослому.
Поэтому на сегодня пока что всё (думаю, что вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы убедить читателя в несомненной пользе данной книги).
Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!
Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ НА СХОЖИЕ ТЕМЫ:
Психология детской игры
Патологическое игровое поведение: вовремя распознать и обезвредить
Как менялось отношение к детям с течением времени
Советы по обучению детей красивому письму
Влияние чтения на личность и развитие талантов ребёнка
Как устроить настоящий праздник весело и недорого
Мои собственные наблюдения за детьми (первые педагогические опыты)
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland