Найти тему
Talgat Kussainov

Разработка маркетинговой стратегии. Шаг 2 – PESTLE-анализ. Тренды.

Оглавление

В этой серии публикаций, я даю пошаговый план по разработке конкурентноспособной маркетинговой стратегии позиционирования и разработке коммуникационной стратегии компании.

Шаг 2. "PESTLE-анализ". Тренды.

«Никто не сможет развиваться, если не может понять будущее».

При разработке стратегии, каждый специалист, просто обязан заглядывать в будущее и понимать, что будет происходить с рынком через 3, 5, 10 лет.

Важно помнить, что побеждают именно те компании, чьи бизнес-процессы ориентированы именно на будущее.

Одним из ярких примеров является компания «Apple », создатель которой, часто говорил: «Наша компания всегда разрабатывала продукты с ориентацией на 30 лет вперед».

Нужно понимать одну простую вещь: «Если ваш бизнес и человек, который отвечает за его развитие, ориентированы на настоящее, то с большой вероятностью, вас ждут провал и поражение на рынке».

Задумайтесь, ведь то, что происходит именно сейчас, буквально через миг превратится в прошлое, которое вам уже точно не подвластно изменить.

Так стоит ли оно того, чтобы тратить на это ресурсы?

Конечно же, вокруг мы видим огромное количество компаний, чьи владельцы совершают это страшнейшую, фатальную ошибку. Как быть?

А вот об этом и будет рассказано в этой публикации.

Ну, а для начала, предлагаю синхронизироваться в понимании таких смыслов, как: «Фактор», «Тенденция», «Тренд» во избежание разночтений и недопонимания, а потом мы уже приступим к разбору инструмента «PESTLE -анализ».

Фактор – это движущая сила, причина какого-нибудь процесса или явления. Причина! И это важно, так как далее, выполняя работу с инструментом «PESTLE -анализ», вам необходимо будет проанализировать окружающую среду, с целью выявления факторов и событий, которые могут быть – факторами, то есть причинами каких-либо процессов или явлений в будущем, которые могут оказать влияние на вашу компанию.

Второй смысл, который нужно разобрать – тенденция .

Тенденция – это возможность тех или иных событий развиваться в каком-либо направлении. То есть, по сути, это некая сложившаяся закономерность, состоящая из факторов.

И одной из задач будет: на основании выявленных факторов, выявить такие существующие в текущий момент тенденции.

Ну и третий смысл – это тренд . Тренд – это предположение о закономерностях в будущем, основанное на тенденциях настоящего и прошлого.

Таким образом у нас получилось:

1. Фактор – это причина.

2. Тенденция – это закономерности этих причин.

3. И тренд – это предположение о закономерностях в будущем, основанное на тенденциях.

Ну, а теперь разберем сам инструмент «PESTLE -анализ».

Что такое « PESTLE -анализ»?

Само название « PESTLE » – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв направлений этих факторов внешней среды. Которые могут оказать влияние на вашу компанию.

Итак, первая буква «Р» – это, конечно же, политические факторы. Здесь необходимо проанализировать все факты и события во внутренней и внешней политике государства с точки зрения их возможного влияния на вашу компанию.

Это могут быть:

1. Уровень вмешательства страны в бизнес компании;

2. Уровень коррумпированности отрасли;

3. Отношение страны с другими странами и международными организациями.

Вторая буква «Е » – это экономические факторы. Здесь необходимо рассмотреть все факторы и события экономической среды. Это направление имеет большое значение, так как напрямую оказывает влияние на уровень жизни граждан, который, в свое очередь, сказывается на их дальнейшей платежеспособности.

Третья буква из аббревиатуры «PESTLE » – это буква «S », социальные факторы. Здесь следует оценить демографию, половозрастные изменения рынка, изменения в области расовой и национальной принадлежности, которые связаны, в свою очередь, со сменой традиций, а значит и покупательских предпочтений.

Четвертая буква «Т » – это факторы, связанные с технологическим прогрессом. Здесь следует проанализировать вероятные изменения в главных разработках, применяемых на рынке. Здесь же анализируются всевозможные онлайн и мобильные разработки, ну и другие инновации в информационных разработках, позволяющих получить преимущество на рынке.

Буква «L », пятая буква – это юридические и законодательные факторы, которые следует проанализировать на разного рода изменения в нормативно-правовой базе, касающиеся как той отрасли, в которой работает ваша компания, так и в целом условий ведения бизнеса.

Ну и последняя, шестая, буква в аббревиатуре «PESTLE » – это буква «E ». Факторы, касающиеся экологического окружения.

«PESTLE -анализ» часто сравнивают со «SWOT -анализом», однако у этих двух инструментов разные области их применения.

«PESTLE -анализ» – показывает факторы, которые могут оказать влияние на компанию извне, а «SWOT -анализ», в свою очередь, исследует эти факторы уже внутри компании, внутри ее бизнес-процессов. Эти инструменты скорее являются дополнением друг друга и часто используются вместе.

Так зачем же делать « PESTLE -анализ»?

Этот инструмент предназначен для поиска тенденций, основанных на факторах внешней среды, анализируя которые, возможно спрогнозировать тренды, которые, в свою очередь, в будущем окажут влияние на вашу компанию.

Результатом «PESTLE -анализа» является понимание угроз и возможностей для компании в будущем и, соответственно, составление списка соответствующих мер по реагированию на ту или иную угрозу или возможность в пользу компании.

Становится очевидным, что инструмент « PESTLE -анализ» дает следующие возможности:

1. Разработать новые продукты .

2. Открыть новые/альтернативные для вашей компании рынки , о которых вы даже раньше и не задумывались.

3. Вовремя внедрить те технологии, которые сделают вашу компанию наиболее конкурентоспособной по сравнению с конкурентами.

4. При запуске нового продукта избежать старта проекта , который потерпит неудачу , по причинам, которые вы просто не сможете контролировать.

Важно! Проводить «PESTLE -анализ» нужно регулярно. Это позволит вам своевременно увидеть динамику изменения внешней среды и скорректировать стратегию компании.

Инструкция по выполнению « PESTLE -анализа»

Работа строится по следующему алгоритму:

1. Необходимо проанализировать все 6 направлений и написать факторы внешней среды отвечая, при этом, на вопрос: «Какие события, факты произошли, происходят и произойдут в ближайшее время в рамках того или иного направления, которые могут стать фактором, т.е. причиной изменений в вашей компании в будущем».

2. Написать к каждому фактору тенденцию , связанную с этим фактором – т.е. закономерность прошлого и настоящего.

3. К каждой тенденции написать предположение о закономерности в будущем, т.е. – тренд .

4. Оценить вероятность осуществления предположения присвоив при этом статус, где: 2 – это точно случится, 1 – возможно случится, 0 – не случится.

5. Описать влияние тренда на вашу компанию или продукт и к каким изменениям в вашем бизнесе приведет этот тренд.

6. Оценить каждый тренд по трем показателям и присвоить статусы:

a) Характер влияния тренда на ваш бизнес. +1 – это положительный характер. -1 – отрицательный характер. 0 – отсутствие влияния.

b) Сила влияния тренда на ваш бизнес (3; 2; 1; 0). Статус силы влияния может быть: сильным, умеренным, слабым или отсутствовать.

c) Важность тренда для отрасли (3; 2; 1). Статус может быть сильным, умеренным или слабым.

7. Далее следует вычислить рейтинг каждого тренда или общую степень важности, перемножив при это все показатели.

8. Ну и последнее. В итоговой колонке, написать план действий по каждому из трендов.

В результате «PESTLE -анализа», должен получится список действий, на основании которых, вы должны оценить свои возможности и потенциал развития компании на выбранном рынке.

Не редко, по результатам работы с «PESTLE -анализом», компания корректирует выбранный ранее рынок и выбирает альтернативный, более выгодный для нее.

Действуйте!

В следующей публикации я расскажу, как правильно сегментировать рынок и строить карту сегментов. Это будет 3 шагом в разработке маркетинговой стратегии позиционирования вашей компании.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, следите за постами и, я уверен, продажи вашего бизнеса уверенно пойдут в гору!

Все вопросы можете задавать в комментариях, буду отвечать по мере сил и возможностей.