АВТОР: В.С. ЩЕТИНИН
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Е.В. СУХАНОВ, КАНД. ЭК. НАУК, ДОЦЕНТ
Сегодня практически каждый человек может найти интересующую его информацию. Но все-таки кто такой потребитель? «Потребитель—гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» — так звучит преамбула к Федеральному закону «О защите прав потребителей». Получается, защита прав потребителей (или от англ. Consumerism )— совокупность законов государства, правовых норм и мероприятий, направленных на охрану потребителей от покупки низкокачественных товаров и недобросовестной торговли, предотвращение и искоренение нарушений прав потребителей. Граждане проводят общественные движения совместно с государственными органами управления, вместе они предотвращают и защищают себя от некачественных товаров и недобросовестной торговли. Когда потребители впервые столкнулись с нарушением своих прав? Историки считают, что, по-видимому, это произошло с появлением первых товарных рынков. С течением времени производство товаров, услуг и каких-либо работ росло, следовательно, и возникновение норм, защищающее потребителей, не заставило себя долго ждать. Ведь потребитель не имел реальной возможности как-либо защищать свои права, и от этого оказывался в невыгодном положении. Так стали появляться первые задатки защиты своих интересов и потребностей.
Вернемся ближе к нашему столетию. США являются местом зарождения некой «Лиги покупателей», которая была основана в Нью-Йорке в 1890 году. Она уже не только оказала воспитательные воздействия на покупателей, но и создала так называемый «Белый список». В «Белый список» были включены фирмы, которые выпускали наиболее качественный товар и обеспечивали благоприятные условия труда. Но это были всего лишь добровольческие организации, которые не имели «реальной власти». Официально государство начало регулировать вопрос в сфере удовлетворения и обслуживания граждан только в начале 60-х годах ХХ века. Тогда еще действующий президент США Дж. Кеннеди выступил в конгрессе США с целью облечь договорные отношения в нормативную форму для защиты покупателей. Он дал личную характеристику понятию «Потребитель — это все мы» Так, Дж. Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя», в котором появились 6 основных прав потребителя:
- Право на информацию.
- Право на выбор.
- Право быть услышанным.
- Право на безопасность.
- Право на возмещение ущерба.
- Право на потребительское образование.
Всемирная организация союзов потребителей немного дополнила этот
список прав потребителей, а именно:
- Право на удовлетворение базовых потребностей.
- Право на окружающую среду.
Бизнес реагирует на различные движения потребителей, и не стоит забывать об экологических проблемах. Реакция бизнеса неоднозначна. С одной стороны, происходит рост социальной ответственности компаний, а с другой — эта ответственность не всегда реализовывается должным образом. Американские компании повысили внимание к экологическим аспектам бизнеса, но это не всегда оказывалось схожим с интересами потребителей. Вопросы экологического маркирования с каждым годом привлекают все больше внимания потребителей, общественности, госструктур. Бурно растут компании, которые стремятся позиционировать себя как «друзья природной среды», и возникают движения «Отеепреасе». Саморегулирование явилось реакцией бизнеса на усиление защиты потребительских прав в этой сфере, позволяющее снизить риск от негативной практики производителей и продавцов и при этом избежать жесткого государственного контроля бизнеса. Реагируя на активизацию (консюмеризм), компании, общественные, профессиональные и отраслевые объединения расширили работу по пропаганде и формированию этических норм кодекса поведения на рынке. Корпорации стали точнее определять и декларировать социальную ответственность «корпоративных граждан», начали филантропическую деятельность по поддержке музеев, университетов, библиотек, театров. Компании создали средства для гарантии потребительских прав, облегчающие потребителям доступ к информации и обращение с претензиями. Это WWW -страницы Интернета с готовыми ответами на часто задаваемые вопросы (сокращенно: FAQ ), бесплатные телефонные службы в США. Многие компании ищут возможности улучшения коммуникаций с потребителями с помощью создания специальных служб работы с потребителями ( Customer Affairs Offices ). Глобальная компания « Unlever », ведущая операции в более чем 90 странах, имеет в своей системе управления такую функцию как « Brand & Consumer management » (менеджмент марки и потребителей), где ведет конкурсный набор персонала. В Российской Федерации «консюмеризм» как общественное движение появился значительно позднее, чем в США и Западной Евроне. В СССР движение потребителей зародилось во второй половине 80-х годов в период перестройки. В 1989 г. была образована Федерация обществ потребилелей СССР, которая в 1992 г, в связи с распадом СССР преобразована в Международную конфедерацию обществ, потребителей (КОНФОШ).
Подводя итог, отметим, что «консюмеризм», естественно, не обошелся без критики. Самая распространенная экономическая ошибка в том, что ключ к здоровой экономике — это потребление. Это наследство кейнсианского мышления. Получается, если мы хотим здоровой экономики, нам нужно создать условия. При которых производители смогут продолжать процессе создания благ, которые смогут потреблять другие. В кейнсианской революции убеждением среди экономистов было мнение, что производство — это источник спроса и поощрения сбережений и производства, путь к созданию экономического роста. Как писал Жан Батист Сей в начале Х I Х века: «Поощрение самого лишь потребления не дает пользы коммерции, поскольку сложности лежат в предоставлении средств, а не в стимулировании желания потребителей, и мы видели, что именно производство обеспечивает эти средства, Поэтому цель хорошего правительства — стимулировать производства, плохого правительства - поощрять потребление»
ЛИTEPATУPA
1. Studopedia.org [Электронный pecypc ] онлайн энциклопедия для студентов Студопелия (дата обрашения: 20.03.2021).
2. Bibliofond.ru [Электронный pecypc ] — электронная онлайн- библиотека Библиофонд. (дата обрашения: 20.03.2021).
3. Btimes.ru [Электронный pecypc ] — онлайн-журнал о бизнесе в Российской Федерации и за рубежом. (дата обрашения: 20.03.2021).