Вынужденно или по привычке многие родители делают домашнее задание за детей, не задумываясь, какими последствиями это может обернуться. Однако если родители и помогают ребёнку с домашкой, то исключительно в тактических целях. На деле это не помогает, с таким подходом ребёнок не сможет стать самостоятельным.
Высокий заработок и безоблачное будущее не обеспечить только школьными знаниями. К ним обязательно необходимо добавить навыки самоорганизации, любовь к обучению и полезные привычки. Таким образом шансы ребёнка стать успешным, будучи взрослым, увеличатся в разы.
Почему ребёнок не делает домашнюю работу самостоятельно
Первое, к чему следует стремиться, – самостоятельное выполнение ребёнком домашних заданий без вашей помощи и напоминаний. Есть несколько причин, по которым он ни в какую не хочет браться за домашку.
Ребёнок не может
Возможно, материал ему непонятен, есть пробелы в знаниях и понимании прошлых тем.
Также могут быть недостаточно развиты психические процессы (память, внимание, логика). Ребёнок невнимателен на уроке, не успевает понять учителя и уловить сложный материал. Эту проблему домашкой не решить, однако могут помочь специальные курсы .
Ребёнок может, но не хочет
В этом случае следует работать конкретно с мотивацией ребёнка.
У ребёнка конфликт с учителем
Или же ребёнок просто не уловил формулировку отдельного задания и побоялся спросить, при этом понимая весь остальной материал. В этом случае проблему можно решить, поговорив с учителем или самостоятельно объяснив упущенные моменты.
Какие трудности могут возникнуть с домашним заданием
Каждый наверняка помнит, как тяжело порой давалась домашняя работа: кому-то не поддавались задачки по математике, кому-то с трудом удавалось написать даже пару предложений в сочинении, а кто-то не мог справиться с упражнениями по иностранному языку.
Проблемы следует решать оперативно, чтобы они не приобрели хронический характер. Есть несколько самых распространённых трудностей, с которыми сталкиваются дети при выполнении домашнего задания.
Ребёнок допускает много ошибок
В этом случае научите его проверять свою работу самостоятельно, чтобы он замечал свои ошибки и исправлял их. Обязательно поощряйте ребёнка за то, что он выполнил задание без ошибок. Поощрением могут быть его любимые конфеты: сделал без ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — уже 5 конфет, 2 ошибки — конфеты отменяются.
Ребёнок прокрастинирует
Он может застрять в соцсетях, смотреть YouTube, играть в приставку и делать всё что угодно, только не домашку. Быструю и правильную работу необходимо также поощрять. Приучите ребёнка засекать время и планировать выполнение. Например: успеешь сделать математику до 6 вечера — посмотрим новый фильм про любимых супергероев.
Ребёнок не делает домашнюю работу без репетиторов и помощи родителей
Это самая распространённая проблема, решать которую следует в срочном порядке. Если родители или репетитор постоянно помогают, то ребёнок поймёт, что ему не обязательно слушать всё на уроке, напрягаться и понимать материал самостоятельно — всё равно всю домашку сделают за него.
Люди чаще всего инстинктивно выбирают пути решения проблем с минимальным расходом энергии. Так и ребёнок может просто сказать: «Я вообще ничего не понял. Мам, давай, помоги мне, ты школу уже закончила, должна всё помнить». Но в таком случае ни привить самостоятельность, ни приучить ребёнка учиться у родителей не получится.
Когда делать домашнее задание
Возьмите за правило делать домашнюю работу в тот же день, когда её задали, и обязательно повторять её ещё раз накануне урока. Делать это следует потому, что за первые сутки после лекции или урока мы забываем больше, чем за последующий месяц. Поэтому уже через день ребёнок будет не закреплять материал, а просто заново его перепроходить: нейронные связи сотрутся, и их придётся создавать с нуля.
Как делать домашнее задание
Чтобы оптимизировать сам процесс выполнения домашнего задания, необходимо следовать простым рекомендациям.
Разбивать большие задачи на подзадачи
В профессиональном спорте при тренировке сложного навыка очень важно оттачивать каждое движение отдельно и только потом собирать все отработанные изолированно мини-навыки воедино, чтобы получить видимый результат. В обучении работает этот же принцип декомпозиции задач.
Обычно дети боятся именно текстовых задач, которые представляются им просто монстрами — в них слишком много деталей надо держать во внимании, данные в условии нельзя упускать и ещё всё это решить, подобрав верную формулу, которую необходимо вспомнить. Однако стоит отработать каждый из этих навыков изолированно на 10–20 задачах, и ребёнок начнёт решать их в разы быстрее. Подробнее о том, как легко решать текстовые задачи, мы рассказали в этом видео .
Объединять однотипные задания
Для хорошей скорости в работе над домашкой необходимо научить ребёнка объединять типовые задания и делать их массово. Например, пусть ребёнок сначала решит все примеры на сложение, а потом на умножение, первым делом вставит в упражнение пропущенные буквы, а вторым — подчеркнёт грамматические основы. Таким образом мозг не будет тратить лишних ресурсов на постоянное перепрыгивание с одного вида деятельности на другой и обратно.
Держать высокую скорость работы и переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал
Чтобы максимально эффективно выполнить домашнее задание, следите за тем, чтобы ребёнок не успевал уставать, — переключайтесь на другие задания, чтобы его мозг перестраивался и тратил энергию равномерно. После таких тренировок ребёнок научится замечать у себя признаки усталости и будет понимать, когда приступать к другому заданию. Таким образом можно охватить сразу несколько предметов и выполнить домашнее задание быстрее.
Разгоняться на простом, пропуская сложное
На первом же сложном задании ребёнок может потерять мотивацию, поэтому познакомьте его с принципом «антибарана». Его суть в том, что задание, которое не даётся, следует пропустить и сделать то, что получается легче всего. Мозг разомнётся на простых заданиях, после чего справится и с более сложной задачей. Более подробно об этом методе рассказываем в этом видео .
Делать все задания устно
Можно сэкономить до получаса на каждом предмете, если сначала сделать все задания устно, даже если они письменные. Так ребёнок может понять суть задания и затем сделать его письменно гораздо быстрее.
Как передать ребёнку ответственность
Цель любого домашнего задания — выработать у ребёнка самостоятельность и ответственность. Чтобы полностью передать ребёнку ответственность за выполнение домашнего задания, вам необходимо сделать несколько простых, но эффективных шагов.
Тренировать самостоятельность
Если ребёнок постоянно вынуждает вас сделать работу за него, тренируйте его самостоятельность, постепенно увеличивая нагрузку. Сначала выполняйте задания вместе, помогайте ему делать самостоятельные шаги. Например, если ребёнок понял, как решить неравенство, пусть сам запишет ответ и приступит к следующему заданию.
Задавать направление
Для начала следует сидеть с ребёнком, направлять его и отвечать на все вопросы.
Далее постепенно ослабляйте этот контроль. Например, разберите вместе с ребёнком, как делать все задания сразу. Как только он поймёт, пусть делает сам. Уйдите и займитесь своими делами, пока ребёнок делает домашнее задание, проверяет и отмечает ошибки. Главная цель — чтобы он научился собирать все вопросы и приносить на проверку задание целиком, а не звать вас каждую минуту.
Мотивировать
Важно помнить, что у ребёнка изначально нет никакой мотивации делать домашнее задание: он не способен пока понять, что это важно для его будущего, — его интересует только то, что происходит здесь и сейчас. Подумайте, какой будет мотивация, чтобы ребёнку было выгодно заниматься домашкой, иначе вы рискуете начать войну, итог которой будет очевиден – ребёнок перестанет делать домашнюю работу вообще.
Детям свойственно минимизировать свои усилия, и когда им пытаются что-то навязать или, ещё хуже, заставить что-то делать, они начинают испытывать негативные эмоции и пытаются всячески избежать того, к чему их принуждают. Поэтому именно мотивационная составляющая стоит во главе угла, когда речь идёт о домашней работе. О том, как правильно мотивировать ребёнка, мы рассказывали в этом видео .
Постепенно увеличивать масштаб
Ребёнок должен научиться составлять план, чтобы он мог делать всё сам, выписывать вопросы и задавать их учителю, а не вам. Если правильно пройти этот алгоритм, то даже первоклассник не будет привлекать родителей к своему домашнему заданию. Однако если вы по какой-то причине не можете это реализовать, наймите репетитора, предварительно поставив ему чёткую задачу.
Домашнее задание — это отличный инструмент для тренировки самостоятельности, внимания, памяти, планирования и других навыков, которые пригодятся ребёнку во взрослой жизни. Ваша задача — быть рядом в самом начале, чтобы ребёнок научился уверенно держаться на плаву и смог самостоятельно ориентироваться в обучении.