Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Так в какой же всё-таки день я стал офицером? Небольшое расследование

Казалось бы странный вопрос - как можно не помнить такие даты? Однако не всё так просто, давайте не спеша разбираться. С различными отступлениями и уточнениями :)

А началось всё с того, что в ночь на воскресенье приснился мне сон, будто в день выпуска марширую в ротной "коробке", всё как положено - форма два, белый верх, чёрный низ и ремень чёрный, белые нам не выдавали ещё. Только шёл почему-то в первой шеренге, хотя при росте 1,73 метра никак в ней находиться был не должен.

Проснувшись и вспомнив этот сон, вдруг понял - а даты-то выпуска я и не помню! Тужился-тужился, никак. Но у меня в документах лежит Удостоверение личности офицера, в силу некоторых обстоятельств после выхода в запас оно у меня сохранилось, хотя положено сдавать в обмен на Военный билет офицера запаса вооружённых сил СССР. Так что обе эти зелёные книжицы у меня есть.

В удостоверении записано, что воинское звание лейтенант-инженер присвоено мне приказом министра обороны СССР 28 июня 1972 года. А выдано удостоверение 3 июля того же года, что подписью начальника училища и училищной печатью подтверждается. А когда же сам выпуск состоялся? Уж точно не 28 июня, это нереальная оперативность.

Немного отвлекусь. Дипломы об окончании полного курса училища мы получили ещё раньше. Так и написано в нём: Решением Государственной экзаменационной комиссии от 24 июня 1972 года присвоена квалификация военного инженера-электромеханика. Хотя и считался наш факультет дизельным, но различные электрические дисциплины мы изучали довольно плотно.

Так что до выхода приказа о присвоении лейтенантского звания мы в шутку называли себя "Мичман-инженер". Хотя и тут есть такая загогулина: сам "Институт мичманов и прапорщиков" был введён 1 января 1972 года. Мичманы-то, в отличие от прапорщиков, на флоте существовали и до этого. Просто "новые" мичманы получили и новые погоны - вместо одной широкой лычки вдоль погона, на нём появились звёздочки.

Но сама такая лычка не исчезла, просто носители её стали называться Главными корабельными старшинами. Довольно, как говорят немцы, языколомательное словосочетание, поэтому в училище обладателей этого звания продолжали между собой называть мичманами. Причём это название относилось вообще к пятикурсникам, хотя такую лычку имели они не все, что подтверждает этот снимок, кликабельно:

Были среди них и просто главстаршины (старшие сержанты по-сухопутному) и даже встречались единицы с "чистыми" погонами - залётчики в основном. А вот чего вообще никогда не видел все пять лет, у нас в училище по крайней мере - это курсантов с одной тонкой поперечной лычкой, аналог старшего матроса или ефрейтора.

Ну что делать - начинаю обзванивать однокурсников: когда был выпуск? Из четырёх допрошенных ни один не признался, да и то сказать - без года полвека прошло. И даже моя жена, присутствовавшая на церемонии, дату не вспомнила, зато отлично помнит, что были мы в белых тужурках. Женщины - они такие.

И это был первый выпуск в такой форме одежды. На тот момент подобные носили только адмиралы, а остальные офицеры - лёгкие белые кители. И только последний из четырёх вспомнил, что выгравировал дату выпуска на ножнах своего кортика. Тут же нашёл его и сообщил, что это 1 июля 1972 года. Может ли выпуск состояться в будний день? Ведь присутствует масса родственников, у большинства работа, далее - приглашённые власти и высшие офицеры, командиры соединений и сам Командующий Черноморским флотом. В будни у них своих хлопот достаточно. Вот адмирал Сысоев Виктор Сергеевич вручает кортик и погоны выпускнику:

-2

Залазим в интернет - точно: 1 июля 1972 года суббота. Идеальный день для таких мероприятий, субботы стали вторым выходным днём с 1967 года.

Обратите внимание, адмирал в белой тужурке, а офицер у стола с кортиками и знаменосцы в белых кителях. На тот момент такая форма одежды была. И именно мы стали первыми, кто будучи младшими офицерами, получили такие тужурки. Вот явно родители новоиспечённого лейтенанта и его девушки, я думаю, что скорее жены. У отца-то белой тужурки ещё нет :)

-3

То что, форма на нём парадная, подчёркивает наличие кортика и белых перчаток. А здесь строй выпускников приветствуют торжественным прохождением курсанты и офицеры училища:

-4

Тоже в кителях. Возглавляет строй начальник нашего факультета капитан 1 ранга Буйнов. За ним слева зам по политической части капитан 1 ранга Лебедев по кличке "Паштак". Вообще, он не вредный мужик был, но имел привычку снабжать свою речь присказкой "понимаешь, так", но произносил это очень быстро, вот и выходило паштак. А следующий капитан 2 ранга Воеводин, зам по строевой части. Это первый золотой медалист нашего училища, выпуска 1956 года.

Конечно, вручить погоны и кортики почти четырём сотням выпускников одному затруднительно. Поэтому в нашей роте это производил командир 14 дивизии подводных лодок контр-адмирал Герасимов, если я не ошибаюсь:

-5

Рядом с ним командир нашей роты, замечательный офицер (тогда не все из нас это понимали) капитан 3 ранга Мельников Юрий Фёдорович. Он и сейчас жив, ему 93 года, дай Бог и до 100 дожить.

Что же происходило между защитой диплома и выпуском? Бегали с обходными листами, надо было рассчитаться с библиотекой, секретной частью, вещевой службой, сдать оружие, ну это в организованном порядке. А также получить офицерское обмундирование - все эти шинели, тужурки, кители , брюки, рубашки и т.д. и где-то это пристроить. Женатики и севастопольцы растащили по квартирам, а холостяки скорее всего сложили это всё в ротном помещении, не все из них имели явки в городе. С 28 июня после выхода приказа МО мы были уже формально офицеры, но пока ещё в курсантской форме. И вот 1 июля, кортики и погоны получены, надета офицерская форма, последнее построение перед последним торжественным маршем в составе роты:

-6

И что я вижу? Ухмыляющийся капитан 3 ранга, явно командир роты тоже в белой тужурке. Он-то где её раздобыл и по какому праву надел? Очередная загадка. В комментариях мне написали, что это капитан 3 ранга Эрайзер, я помню эту фамилию, но факультет другой, а рота его, 151-я, была признана лучшей. Чего же и не порадаваться :)

Потом надо было ещё разобраться с курсантской формой, оставшейся в учебном классе после переодевания, куда-то же она делась? Вечером был прощальный банкет в столовой училища совместно со всеми приглашёнными.

Что ж, стали мы после этого полноценными офицерами? Если вы читали внимательно, то должны помнить, что удостоверения личности мы получили только 3 июля, в понедельник, эта же дата в них и записана, а какой же ты офицер без удостоверения? Да тебя любой комендант может задержать для выяснения личности.

Видимо, в тот же день мы получили отпускные билеты, проездные документы, отпускные деньги и вот не помню, были ли отдельно направления в отделы кадров назначенных для службы флотов или это указывалось в отпускном билете.

Так что процесс превращения в офицера был достаточно растянут по времени. Но это были такие приятные хлопоты...

На эту тему я уже писал, правда в несколько ином ключе, почитайте:

День, когда курсанты становятся офицерами

Лейтенант минус инженер или о корабельных механиках 1,16 млн. показов в ленте

....................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь