Использование максимально открытой модели праймериз в Нижегородской области вполне может свидетельствовать о том, что выборы со стороны «Единой России» предполагается сделать более активными и привлекательными для избирателей.
Напомню, что на местных выборах в нашем регионе в прошлом и позапрошлом году явка была очень небольшой – в пределах 15-20 процентов, а где-то и меньше. Такой показатель, конечно, позволяет решить проблему укомплектования представительных органов. Но он не позволяет сформировать устойчивую связь между большинством избирателей и избранным корпусом депутатов. Поэтому повышение явки – это актуальная тема для предстоящих выборов.
Для организации этой модели праймериз придется предпринять значительно большие, чем обычно, усилия в поле публичной активности, чтобы привлечь на это мероприятие больше участников. Требуется найти более действенные средства донесения информации до избирателей. Чисто партийного информирования будет явно недостаточно.
Чем больше будет привлечено на выборы кандидатов, тем чаще могут выявляться расхождения между сугубо партийными приоритетами и приоритетами широкого круга избирателей. И организаторы праймериз, и партийные структуры должны быть к этому готовы.
Но и расширение числа участников праймериз за счет непартийных кандидатов не произойдет само собой – для этого требуется сосредоточение внимания, специальные мероприятия, чтобы проинформировать и заинтересовать людей. И мне интересно, каким образом организаторы выборов сумеют этого добиться. В этот проект необходимо «проинвестировать» определенные усилия, чтобы он стал более заметным для большей части нижегородцев.
Кто будет представлять «Единую Россию» на реальных выборах, если победителями праймериз на отдельных округах станут не единороссы? Поскольку праймериз проводит конкретная партия, то все равно происходит определенный отбор в лонг-лист для праймериз. И логично, что все участники предварительных выборов – и единороссы, и беспартийные – являются приемлемыми для «Единой России» кандидатурами, которые могут быть выдвинуты партией на сентябрьские выборы.
Более того, и избиратель должен понимать, что он помогает конкретной партии определиться с тем, какие кандидатуры достойны в его глазах представлять ее в органах власти.
В идеале кандидатами станут именно победителями праймериз. Но стоит отметить, что есть крупные корпорации, которые могут «постучаться» в списки «Единой России», и стопроцентной уверенности, что их не предпочтут победителям праймериз, у меня нет.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС