На фоне всех событий, которые происходили осенью 44-го года: взятие Белграда, начало штурма Будапешта нам не особенно ясно, а что же творилось тогда в боях на территории Восточной Пруссии. А ведь тогда с 16 по 30 октября проводилась крупная Гумбинненская операция, которая обернулась крупным танковым сражением, с массированным применением авиации и артиллерии.
Основными ударными силами 3-го Белорусского фронта были части 11-й гвардейской и 5-й армии. В составе 11-й гвардейской армии был 2-й гвардейский танковый корпус, перед началом наступления в его составе были сосредоточены крупные танковые силы: 210 танков Т-34, 21 САУ СУ-85 и 20 САУ СУ-76. Рано утром 17 октября корпус провел разведку, для определения основных оборонительных точек противника, оценки его сил и так далее. 19 октября он, преодолевая огневое сопротивление противника, и прорвали его оборону. При этом, уже на следующий день пришлось снова подводить артподготовку, ибо немцы плотно окопались, и наступать на неподавленные огневые точки привело бы к тяжелым потерям.
В этот день потеряли 18 танков Т-34, подбив при этом всего лишь 4 немецких танка, уничтожив 2 самоходных орудия, 2 противотанковых орудия. Впрочем, при этом хорошо работали ремонтники, и несмотря на то, что 20 потеряли еще 5 танков, в строю было 205 машин. И 21 октября в полосе корпуса появляется дивизия “Герман Геринг”, вместе с частями 76-го гренадерского полка. С этого дня у корпуса начинаются значительные трудности, связанные с дальнейшим продвижением. Ибо дивизия “Герман Геринг” окопалась по всем законам, вплоть до проволоки на линии фронта.
Также активно действовала авиация противника, за этот день было уничтожено 14 немецких танков, 16 орудий, 25 автомашин. Потеряно безвозвратно 15 танков Т-34, подбито еще 6 танков. 22 числа части дивизии “Герман Геринг” начинают движение в сторону фронта 25-й гвардейской танковой бригады, и к вечеру проводит мощную контратаку. Части дивизии СС берут в клещи прорвавшийся корпус, в результате чего советские части переходят к круговой обороне, т.е их окружают. К 23 октября корпус врывает в землю свои танки, чтобы выдержать контрудар эсесовских танков и пехоты вермахта. В 9 утра в штаб корпуса прибывает подполковник Лазутин, который лично передает приказ командующего Черняховского, который приказывает выйти из окружения. Начинается операция по прорыву из окружения двумя эшелонами. В 10 часов 23 октября корпус начал выходить из окружения, и почти 8 часов шла схватка, в которой бились не только с танковой дивизией СС, но и с частями тд “Великая Германия”.
По итогу кольцо прорывают, несмотря на значительное сопротивление “Германа Геринга”, а также контрудара против 4-й гвардейской мотострелковой дивизии, ее в итоге атаковало до 50 танков противника вместе с полком пехоты. К концу дня уже прорвав кольцо окружения, стали считать потери: осталось 98 танков Т-34(при 210 изначальных), 17 САУ СУ-85(при 21 изначальных) и 13 САУ СУ-76(при 20 изначальных). Уничтожено только за этот 26 немецких танков, 3 немецких САУ. На следующий день остатки корпуса продолжали прорыв, уничтожили еще 22 немецких танка, а также 18 немецких САУ и 26 противотанковых орудий. Всего в боя корпус потерял от артиллерии 126 танков Т-34, из которых сожжено 92 единицы, подбито 34 танка (значительные потери!), от авиации потеряно 15 танков, от мин 2 танка, в итоге – 143 танка. А также 10 САУ. В причинах окружения сказано: “ противник усилил свою оборону выдвижением оперативных резервов тд “Герман Геринг” и тд “Великая Германия” <…> контрударами в южном направлении отсек корпус от наших войск с резервными частями”.
Если вам понравилась статья не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал в телеграмме! :)