Найти в Дзене
Andrew the wanderer

Пассажиры федерального ядерного центра

Оглавление

Привет, читатель!

Ниже речь пойдёт об уникальном транспортном объекте. В России много территорий в статусе "закрытое административно-территориальное образование" (ЗАТО), режимность которых связана с той или иной специализацией деятельности, которая влияет на обороноспособность государства. Наиболее известны так называемые "города Росатома", деятельность которых связана с гражданскими или военными проектами в атомной и другой научно-конструкторской сфере. Конечно же, когда речь идёт про "ядерный щит" Родины, то в голову в первую очередь приходит Саров (ранее Арзамас-16), как первый город атомного проекта, наиболее известный людям по масс-медиа город плеяды Росатома за счёт своего статуса "ядерной столицы" и массовому паломничеству на святые для православных места.

Здесь мы не будем говорить о специфике производств, но поднимем транспортный вопрос, прокатимся, где это возможно, по железной дороге в #саров и прогуляемся по станциям закрытого города. Если хочется прикоснуться к секретному и приоткрыть для себя закрытый город, милости прошу. Ничего из сказанного ниже не является гостайной.

Сразу исключу вопросы: нет, без причины сюда попасть нельзя. Пролезть через периметр охраны тоже. "На минутку", "я просто проехать насквозь" и прочие причины здесь не помогут. Ставить себе цель приехать сюда "просто так" довольно амбициозно. Это настоящий, почти стотысячный по населению, закрытый город со строгим режимом, может быть самым строгим среди аналогичных ЗАТО России. Пропуска есть у всех жителей Сарова с 14 лет, временные пропуска иногородним могут оформляться близкими родственниками; администрация города и федерального ядерного центра может выдавать временные пропуска по необходимости, так, например, в Саров попадают на выступления артисты и спортсмены, деятели науки и командировочные по обмену опытом, а также организуются дневные паломнические туры в монастырь. Есть отдельная категория "рабочих пропусков" для трудоустроенных в городе жителей соседних районов, они дают право находиться в ЗАТО только в рабочее время с утра до вечера.

Проблема ведомственных железных дорог

Это небольшая глава-справка, которая может показаться банальной и понятной любителям железных дорог. Для перехода в Саров листайте к следующему заголовку.

Мы давно привыкли, что всё, связанное с железными дорогами в этой стране, так или иначе относится к РЖД. Действительно, даже само название намекает на глобальность - Российские железные дороги... Однако, сама по себе организация АО "РЖД" хоть и является фактическим монополистом в России, при этом не является единственной компанией, осуществляющей перевозки по железной дороге, и не является собственником всего путевого хозяйства. Опустим здесь деление РЖД на Федеральную пассажирскую и грузовую компанию, пригородные пассажирские компании (всё перечисленное - дочерние компании РЖД) и прочие управленческие и административные единицы.

В СССР и потом в РФ до 2003 года ещё не существовало никакого "РЖД", зато было Министерство Путей Сообщения (МПС), которое управляло железными дорогами огромной страны. Железные дороги по типу использования подразделялись и подразделяются на дороги общего пользования и, внезапно, необщего пользования. Дороги общего пользования - это дороги в ведении МПС, по которым все хозяйствующие субъекты могут осуществлять перевозки. Дороги необщего пользования обычно ведомственные, то есть находятся, в зоне ответственности и в собственности какого-то ведомства, министерства: газовая промышленность, добывающая промышленность, Министерство Обороны, Росатом, Роскосмос, либо просто принадлежат какому-то предприятию и не входят в сеть МПС/РЖД. Они обслуживают исключительно нужды своего ведомства или компании. На таких дорогах может быть собственный подвижной состав, локомотивы, машинисты, путейцы и т.д., но главное - свои порядки. Ведомственными бывают как просто подъездные пути к заводу, так и огромные по протяжённости дороги с развитой сетью.

Во времена МПС и в особенности при СССР железнодорожный транспорт переживал расцвет, строились линии для транспортировки всего и вся. Не было удивительным то, что к любому заводу в городе с железной дорогой примыкают собственные пути, а через вологодские и костромские глуши могут построить огромную сеть Монзенской железной дороги. Зачастую никто не заботился о постройке до тех же объектов дублирующей автодороги - действительно, зачем, если железные пути прекрасно справляются! За счёт этого на многих ведомственных дорогах ещё до недавнего времени осуществлялось пассажирское движение для своих работников либо вообще для всех желающих, если альтернативного транспорта нет.

С приходом Перестройки и сменой экономической модели многие ведомственные дороги закрылись и были разграблены из-за закрытия содержащих их предприятий и просто нерентабельности в силу снижения объёмов производства и вывоза продукции, доставки сырья для производства. РЖД не было и нет никакого дела до чужой собственности. Развитие автотранспорта, политика властей в лице РЖД и бюрократизация сделала железнодорожные перевозки менее выгодными и более сложными, равно как и доступ "чужого" подвижного состава на сеть РЖД. Сейчас ни одно заново созданное производство или добыча не строит для себя ж/д пути. В новой России можно лишь вспомнить Газпром с их линией Обская-Бованенково, но это та же история про безальтернативность перевозок в безлюдной тундре без автодорог и инфраструктуры, к тому же очень дорогая.

Уникальность

Вместе с этим, если дорога не была закрыта полностью, то пассажирское движение на ней скорее всего уже отсутствует по причине нерентабельности, плохого состояния или любой другой, либо имеются только рабочие поезда без возможности доступа пассажиров со стороны. На известном сайте о железной дороге, автором которого являлся С. Болашенко, есть список ведомственных дорог с пассажирским движением (Болашенко закрыл свой сайт, поэтому меняю ссылку на сделанный энтузиастами архив - прим. 2022 года). Однако, ни на Монзенской, ни на Ямальской дороге, ни на дороге Текстильная-Комсомольск пассажирского движения, увы, уже нет. Получается, что линия Берещино - Саров уникальна, потому что она живее всех живых и имеет ежедневное пассажирское движение, но не входит в структуру РЖД, а поезд проходит через границу ЗАТО, при этом являясь общедоступным до этой самой границы. Сама нынешняя схема взаимодействия РЖД и саровской дороги единственная в своём роде. В отличие от пары других ведомственных дорог, где может быть осталось пассажирское движение, здесь по "ядерным" путям следуют вагоны ФПК (РЖД) под тягой локомотива РФЯЦ-ВНИИЭФ, а не собственные, принадлежащие предприятию. Такой ситуации нигде больше не было и в обозримом будущем не будет. О ней расскажу далее.

Для зануд: да, не весь участок Берещино-Саров является ведомственным, но эксплуатирует его только цех РФЯЦ-ВНИИЭФ. В районе п. Стеклянный Первомайского района Нижегородской области есть о.п. Берещино-2, ранее просто о.п. Стеклянный, который ещё является формально путями общего пользования. Тарифного пункта нет, отправить туда груз или купить билет нельзя, разъезда нет. Далее без обозначений пути уже являются ведомтсвенными.

Начало путешествия

Об истории дороги и путешествии 2003 года можно прочесть на всё том же сайте о железной дороге по этой ссылке (Болашенко закрыл свой сайт, поэтому меняю ссылку на сделанный энтузиастами архив - прим. 2022 года). Изложенное там является правдой на момент написания. Я буду пару раз ссылаться на этот материал, настоятельно рекомендую.

Линия общего пользования Шатки-Берещино-Первомайск проходит по территории Нижегородской области и является тупиковой, не электрифицирована. От ст. Берещино ответвляется линия в Саров.

Что же тут ходит и кто здесь ездит?

Саров связан ежедневным поездом с Москвой. Пассажирский поезд 379Э/380Э отправляется ежедневно с Казанского вокзала. Поезд сообщением Москва-Берещино с вагонами Москва - Первомайск-Горьковский стал пассажирским (ранее был скорым 79/80), идёт удобным расписанием и пользуется популярностью у многих жителей казанского направления. Люди едут в Муром, Навашино, Арзамас по пути следования. На самом деле это обычный, гражданский, ничем не примечательный поезд, кроме группы вагонов Москва - Берещино, которые и поедут в Саров.

Поезд имеет три смены локомотива в пути: в Вековке (станция стыкования тока, только новенькие двухсистемники ЭП20 идут без смены), в Арзамасе (поезд уходит на неэлектрифицированную линию на Шатки) и в Берещино, там веселее всего.

В 2023 году у поезда из-за спроса и удобного расписания у поезда появилась ещё одна группа вагонов до Нижнего Новгорода. Эти вагоны отцепляются от поезда в Арзамасе. Такой вариант является самым долгим поездом на маршруте Москва-НН, десять с половиной часов в пути, зато позволяет качественно выспаться. Количество вагонов до Первомайска уменьшилось до двух (прим. 2024).

Новая группа вагонов. Поезд до Нижнего по Казанскому ходу (до Арзамаса) с остановкой в Сереже и у аэропорта НН в Стригино!
Новая группа вагонов. Поезд до Нижнего по Казанскому ходу (до Арзамаса) с остановкой в Сереже и у аэропорта НН в Стригино!

Поезд идёт до ст. Берещино, там его расцепляют, и одна часть следует в г. Первомайск (ст. Первомайск-Горьковский) без смены номера. Вторая формально заканчивает свой путь в Берещино... Но как бы не так. Ещё на этапе проверки документов после отправления поезда из Москвы вас спросят, поедете ли вы до Сарова. Если ответ утвердительный, предложат доплатить, но билет выдадут только утром, и я покажу, почему. Деньги можно было бы собрать и утром, но многие предпочитают поспать лишний час, а не вскакивать в 5:30 утра, да и сдачу всему вагону сразу отсчитать легче (только наличные, да-да).

Берещино

О том, что Вы увидите по пути в Берещино, можно прочитать у другого автора здесь на Дзене.

Итак, вы проспали или промучались всю ночь. Вашему взору предстанет вот такая картина (бонус: вечерние фото с обратного пути).

Если вы едете дальше, в Первомайск или Саров (и в этом случае доплатили с вечера), то можно вообще не просыпаться ещё час. Определённая категория людей вроде меня выходит погулять, насладиться свежестью летнего утра и нюхнуть креозота от шпал. А что вы хотели, вся линия от Шатков на деревянных шпалах, запах стоит как в детстве (у меня там детство и прошло, значит вовсе не "как", а тот же самый). Занимательно понаблюдать, как идёт расцепка вагонов. Арзамасский локомотив уходит в тупик, первомайский ЧМЭ3 ждёт своего часа, а из пейзажа на фото появляется ведомственный ТЭМ18ДМ (до него в прошлые годы приходил ТЭМ2).

Когда-то давно тепловоз из Сарова приезжал в Берещино не порожняком резервом, а вёз с собой один общий вагон из старого плацкарта и вечером уезжал с ним обратно. Так обеспечивалось две пары пригородных по сути поездов Саров-Берещино (по паре к приходу утреннего поезда и с отправлением вечернего). Позже эту практику отменили, судьба вагона доподлинно не известна. Сейчас проезд из Сарова в Берещино утром и из Берещино в Саров вечером невозможен, продажи билетов нет, проводники не берут пассажиров, если только на свой страх и риск. Ни разу не видел, чтобы кто-то кроме меня спрашивал о такой возможности.

Сохранились мои же фотографии 2011 года с этим вагоном и ещё старым тепловозом.

А вот так можно невозбранно постоять в тамбуре и посмотреть, как расцепляют поезд. Далее с небольшой нарезкой дан вообще весь путь до границы ЗАТО Саров на видео. Обратите внимание на само строение пути: во многих местах это деревянные шпалы на песчаном балласте. Так сейчас никто не строит!

Пригород - не пригород. Местная пассажирская перевозка

Внимательный и дотошный читатель, изучая вопрос, может заметить странность в расписании. Действительно, конечная указана в Берещино, если искать маршрут поезда и билеты Москва-Берещино. Если же искать билеты Москва-Первомайск, то никакой остановки в Берещино у вагонов нет. При этом, вы покупаете билеты на один и тот же поезд, но на разные вагоны. Обратите внимание на очень позднее прибытие поезда в Первомайск, почти два часа его "где-то носит" на жалких оставшихся километрах после ст. Сатис, но на самом деле идёт долгая стоянка, расцепка вагонов и смена локомотивов.

Казалось бы, если вы едете до конечной в Первомайск, то могли бы купить билет и в Берещино, ведь другой дороги нет, а фактическая остановка длинная-предлинная. Но так исторически сложилось, что билет до Берещино берут только те, кому нужно именно в Саров, и гораздо реже те, кому надо именно в само Берещино. Именно группа из первых 4-7 вагонов (в зависимости от сезона) с конечной "Берещино" в расписании отправится далее в Саров.

Актуальное расписание, но правила покупки билетов прежние.
Актуальное расписание, но правила покупки билетов прежние.

С 2023 года изменена нумерация вагонов, теперь в Саров следуют "последние" номера. На сайте РЖД расписание уже отображается единым и показывает обе остановки Берещино и Первомайск для любой из групп вагонов, кроме нижегородской. Однако, билеты по-прежнему продаются отдельно. Билеты от/до Берещина предлагается покупать только в "саровской" группе вагонов, в вагоны до Первомайска они не продаются, несмотря на то, что Берещино они также проследуют, и эта остановка указана в маршруте поезда. - прим. 2024

Обратное расписание в Москву представляется уже "единым", от Первомайска до Москвы с остановкой в Берещино, однако купить билеты от начальных станций всё равно можно только в одну из половин поезда. Скорее всего, это было сделано для удобства и во избежание путаницы. Лично я знаю такие примеры, когда поезд был переполнен, и саровские пассажиры брали билет из Москвы до Первомайска, выходили в Берещино и шли в поезд до Сарова... Стоп, скажете вы, как это возможно, они разве поедут стоя, если нет мест?

Дело в том, что поезд перестаёт быть поездом дальнего следования. Но и пригородным он не становится. Третьего не дано? Отметаем варианты с рабочим или служебным поездом. В вагоне оформляется билет на "местную пассажирскую перевозку". Паспортные данные не указываются, а билет оформляется по факту занятого места, то есть не важно, на каком месте вы ехали из Москвы. Конечно, прогонять вас никто не будет, но многие (и я тоже) пользуются случаем и идут в сидячий вагон. Всё потому, что есть ещё одно отличие от пригородного "неэкспрессного" билета без мест - стоимость жестко дифференцирована в зависимости от класса вагона, и отличается она буквально в разы. При этом, классы вагонов соответствуют классам поезда дальнего следования - общий (сидячий), плацкарт, купе, СВ.

Бригада проводников, вопреки написанному на некоторых сайтах, меняется на "своих" от Железнодорожного цеха РФЯЦ-ВНИИЭФ. Они как раз пробивают местные билеты на ручных терминалах и выдают пассажирам за наличные. Когда-то раньше давали билеты на картонных бланках.

Помните, я говорил, что с вечера билеты не выдают? Так вот, проводники РЖД и не смогли бы этого сделать. Вместо этого они отмечают на бумажке для "утренних" проводников, пассажиры с каких мест оплатили проезд.

Сидячий вагон обозначен как общий, плацкарт и купе записаны соответственно.

Действительно, а за что такие деньги? Таким же вопросом задаются и сами горожане на саровских сайтах. На сайте издания "Колючий Саров" (заблокирован РКН - прим. 2023) и других городских форумах всегда жарко обсуждали тему стоимости проезда.

Цитата с сайта о механике того, как работает схема, когда вагоны РЖД идут по путям необщего пользования, орфография и пунктуация сохранены:

Вся железнодорожная инфраструктура за территории ЗАТО Саров (вокзал, пути, тепловоз и пр.) находится в собственности РФЯЦ-ВНИИЭФ, не ООО « РЖД».
Ежегодно РФЯЦ-ВНИИЭФ заключает с РЖД договор аренды, по которому все вагоны ж/д состава « Москва-Берещино» и «Берещино-Москва» ежедневно на 6 часов передаются в пользование ВНИИЭФ. Каждый день, в т. ч. в выходные и праздничные дни с 6:40 до 10:15 и с 17:25 до 19:50 вагоны передаются вместе с обслуживающим персоналом ( проводниками).

Интересно было бы посчитать настоящую арифметику и посмотреть бухгалтерию. Вагоны идут вовсе не пустыми даже в период пандемии Ковида.

И вот поезд останавливается

Посёлок Стеклянный поезд проходит без остановки. Проводники утверждают, что если попросить, то поезд остановится в Стеклянном по требованию (как тебе такое..?), но я давным-давно этого не видел. После Стеклянного поезд въезжает на территорию Мордовии. Вдоль путей начинают мелькать таблички "Мордовский заповедник. Проезд и проход запрещён".

В пути до границы Сарова (на картах о.п. Разъезд-1) поезд будет идти всего около 20 минут. Далее он потратит ещё около часа на проверку документов пассажиров (зональный пропуск и документы, удостоверяющие личность) и проверку всех закоулков вагона на предмет спрятавшихся шпионов и подозрительных предметов. Досмотр личных вещей не устраивают, но могут. По поезду проходят солдаты Росгвардии, хлопает дверь, и со стороны тамбура раздаётся громогласное: "Досмотровый отряд, всем подготовить документы для проверки!". До создания Росгвардии это были солдаты Внутренних войск.

Большинство оставшихся пассажиров из Москвы выходит именно здесь. Если не большинство, то половина точно. Никто не хочет долго ждать в вагоне, пока отряд Росгвардии пройдёт и осмотрит весь поезд. Потом состав будет медленно идти до конечной ст. Тупиковая, до городской автостанции и старого (единственного) вокзала. Тупиковая на картах обозначена как Саров, и в городе особо никто не называет её как-то иначе, как "вокзал". В действительности, станция не является тупиковой, имеется дальнейшее путевое развитие и подъездные пути к предприятиям. До конца в поезде едут те, кто не договорился по трансферу, или если человеку по какой-то причине удобно ехать именно в поезде. Автобусы со стороны жилой части города на КПП не приходят, ездят только такси или родственники на личном транспорте. Путь от Разъезда до жилой части города неожиданно длинный, по автодороге он составит около 10 км. На пути встретятся только лес, поворот на оз. Протяжное, один из дачных массивов (да-да, внутри охраняемого периметра, изобретено задолго до Новой Москвы) и пустынька Серафима Саровского.

Разъезд на охраняемой границе Сарова - это крайняя точка, куда можно добраться любому гражданину России без оформления пропуска. Делать так я рекомендую только в том случае, если вас кто-то заберёт на автомобиле: разъезд находится на дороге Саров-Первомайск. Рейсовых автобусов нет, раньше ходил автобус Саров-Первомайск, и если его не отменили, то можно попробовать поймать. Связь кроме Теле2 там отсутствует. Без подготовки и уверенности в своём плане я крайне не рекомендую приезжать сюда на поезде - до цивилизации вы будете идти очень-очень долго, пару десятков километров по Мордовскому заповеднику, или ловить редкие попутки. Саровские или Первомайские таксисты могут отказаться совершить такой вояж. Направление непопулярное - до Арзамаса, Нижнего Новгорода и Москвы люди выезжают автотранспортом из города в диаметрально противоположную сторону.

В Сарове

Подробный обзор железнодорожных объектов Сарова я сделаю чуть позже, там есть что рассказать и показать! Тем более не хочется перегружать и без того длинный материал. Здесь же прикреплю фотографии того, куда приезжает и откуда уезжает поезд.

Собственно, это и есть главная и единственная пассажирская станция города! Платформа была и остаётся низкой.

В здании вокзала работает обычная железнодорожная касса, в которой можно оформить билеты на поезда дальнего следования по всей России, т.е. это самая обычная касса, уникальная тем, что находится на изрядном удалении от ж/д общего пользования. Билеты печатаются на стандартных бланках АСУ "Экспресс". Разумеется, при оформлении билетов до Москвы станцией отправления указывается Берещино. Местные билеты до Берещино оформляются у проводников, и на вокзале, вопреки логике, они не продаются.

Поезд отходит от вокзала Сарова ровно в 19:00. Последние годы при отправлении на платформе из громкоговорителя играет "Прощание Славянки". И смех и грех, мы же не моряки-подводники! Для сравнения посмотрите время отправления поезда Берещино-Москва - 20:50! Поезд из Первомайска отправляется в 19:20. На обратном пути из Сарова проверка документов происходит быстро, около 15 минут, поэтому стоянка в Берещино получается достаточно долгой. Всё происходит в обратном порядке: части поезда сцепляют. Для этого первомайская половина подаётся раньше саровской чуть вперёд в сторону Шатков, держа свободной стрелку, и ожидает прибытие поезда из Сарова. По прибытии локомотив ВНИИЭФ отцепляется и уходит обратно в Саров по соседнему пути, выезжая по стрелке, которую ему оставили. После чего Первомайская половина подаётся задом к Саровской и сцепляется. Раньше железнодорожники после подключения магистралей вагонов простукивали буксы всех колёсных пар, в последнее время так не делают, либо я не обратил внимания. Первомайский локомотив уходит на другой путь, цепляется арзамасский тепловоз.

Как и на любой поезд, здесь доступна электронная регистрация, и проводники имели на руках списки пассажиров от Берещино уже перед отправлением из Сарова. Это достаточно интересный факт. Сейчас с электронными терминалами проверка паспортов производится уже проводниками РЖД в Берещино.

В 1990-х были планы по постройке нового вокзала и высокой платформы в Сарове, здание даже построили в кирпиче, была возведена бетонная высокая платформа стандартной конструкции. Планам не суждено было сбыться, и до 2020 года недострой стоял без каких-либо изменений, привлекая маргинальных личностей. Почему так получилось, порассуждаем в следующих постах.

Следите за постами, далее по тематике ж/д в Сарове:

  • Станция Боровая и недостроенный новый вокзал с высокой платформой. Уже история и уникальные кадры. В октябре 2020 года снесён. Советские вагоны на путях.
  • Вагон-салон академика Харитона. Оригинальный, немного восстановленный до музейного состояния. Уникальный объект.

Мой пост ВК 2017 года.

Также предлагаю ознакомиться с репортажем местного телевидения про саровскую железную дорогу и работающих на ней людей.

Спасибо за прочтение! Если будут вопросы, милости прошу в комментарии.