Реформа запроса котировок в электронной форме: особенности, предусмотренные вторым оптимизационным пакетом поправок к Закону № 44-ФЗ
16 марта текущего года второй оптимизационный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ (законопроект № 1100997-7 – далее по тексту Законопроект) был принят Государственной Думой в первом чтении.
Одним из новшеств, предусмотренных Законопроектом, является пересмотр правил проведения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые после вступления в силу соответствующих изменений сохранятся в Законе № 44-ФЗ, в частности, это коснется процедуры запроса котировок в электронной форме.
Стоит отметить, что с 01.04.2021 уже вступили в силу обновленные правила проведения данной процедуры, однако на этом реформа не закончится и после вступления в силу Законопроекта произойдет еще ряд существенных изменений.
Ниже приведена сравнительная таблица, с помощью которой можно наглядно проследить, какие процедурные изменения произошли в запросе котировок с 01.04.2021, а какие нас ожидают после принятия оптимизационных поправок.
Кроме изменений, указанных в таблице, Законопроект предусматривает еще ряд следующих изменений.
Расширены требования к составу и содержанию заявок. Установлено условие о предоставлении участником заказчику реквизитов счета для внесения оплаты исполненного контракта (либо этапа).
Предусмотрены новые основания для отклонения заявки, а именно:
· в случае выявления отнесения участника к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с данным пунктом;
· в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (прим.: случаи, которые устанавливают основания для отказа в принятии гарантии).
Закупка дополнительного объема товара на этапе заключения контракта запрещена. Такое основание для изменения контракта закреплено ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и в настоящее время недоступно для запроса котировок в первую очередь в связи с тем, что должно предусматриваться заранее в документации о закупке, которая в запросе котировок отсутствует. Но, к сожалению, несмотря на упразднение закупочных документаций в рамках оптимизации, законодатель прямо запретил применять такой механизм в запросе котировок.
Новые основания для проведения процедуры
Еще одной важной особенностью нового запроса котировок станет право заказчика проводить запрос котировок вне зависимости от размера НМЦК и без «привязки» к годовому объему от СГОЗ в следующих случаях:
· закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 или 15 ст. 95. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
· закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
· закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению ВК, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале ВК. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объема лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения (без оговорки о том, что не могут быть предметом одного контракта ЛП, необходимые для назначения двум и более пациентам);
· закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
· закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
· закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки и участия спортивных сборных команд РФ, субъектов РФ в спортивных соревнованиях;
· закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без оговорки о том, что закупка осуществляется только у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений);
· на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание, предусматривающее отмену протокола подведения итогов определения поставщика на поставку таких товаров, либо судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, или принято решение о расторжении контракта на поставку таких товаров, либо ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут. При этом контракты, заключаемые по результатам предусмотренной настоящим пунктом закупки, могут заключаться на срок, не превышающий срока для определения поставщика таких товаров, и в количестве, необходимом в течение такого срока.
Большая часть таких оснований будут унаследованы обновленной процедурой в связи с исключением из законодательства процедуры запроса предложений. Однако отдельные формулировки будут несколько изменены.
Таким образом, совершенствование процедуры запроса котировок только начинается, и автор выражает надежду, что настоящий материал поможет вам не запутаться в правилах проведения данной закупки в «переходный период».
Автор статьи: Снежана Постовалова, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 4 (80), апрель 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: