Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Что произошло со скульптурой «Рабочий и колхозница» на выставке в Париже?

В книге «Москва глазами инженера» инженер и экскурсовод Айрат Багаутдинов рассказал об особенностях московской архитектуры от Средневековья до авангарда и модерна.

Публикуем отрывок из книги о том, как советские архитекторы готовили скульптуру «Рабочий и колхозница» для выставки во Франции в 1937 году.

 Evgeni Tcherkasski//Pixabay
Evgeni Tcherkasski//Pixabay

«“Рабочий и колхозница” стала первой колоссальной скульптурой, построенной в России и Советском Союзе. Высота ее составляла 24 метра — это восьмиэтажный дом. Опыта не было никакого, сроки были сжатыми — всего 3,5 месяца. Помогали энтузиазм и самоотверженный труд. По

воспоминаниям, рабочие и инженеры порой оставались на работе по 2–3 дня, не спали ночами. Скульпторы проводили на стройке по 12–15 часов в день

практически без выходных.

[…]

Мухина вспоминала:

После этого скульптуру разобрали и повезли в Париж. Павильон СССР строился на площади Трокадеро напротив павильона нацистской Германии. Идеологических врагов как бы столкнули лбами, и архитектура невольно отражала это противоборство. Мухина вспоминала:

✒ Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше нашей. Навеpxy посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко.

А сын Мухиной Всеволод Замков, который ездил в Париж вместе с ней, рассказывал прямо-таки детективную историю:

✒ Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана. И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи...

Скульптура имела в Париже большой успех. Она взяла один из Гран-при выставки, с нею выпускались сувениры и почтовые марки. По воспоминаниям, французские и испанские рабочие приветствовали ее жестом международной солидарности рабочих, интеллектуалы бурно обсуждали ее в кулуарах. Когда выставка закончилась, скульптуру разобрали и привезли в Советский Союз. После долгих обсуждений установить ее решили перед входом на ВСХВ. Новый, долговечный вариант скульптуры собрали из листов толщиной два миллиметра. Однако из-за спешки и экономии средств поставили ее на пьедестал высотой всего 11 метров — в три раза ниже, чем в Париже — отчего она стала казаться циклопической. Весь авторский коллектив возражал против этого и десятилетиями пытался добиться строительства нового пьедестала и даже переноса скульптуры в другое место. Сохранились созданные Борисом Иофаном проекты установки ее на стрелке Болотного острова и на Манежной площади. Это были последние проекты, которые он сделал перед своей смертью.

Ситуация сдвинулась с мертвой точки только в середине 2000-х годов, когда под руководством скульптора Вадима Церковникова началась реконструкция “Рабочего и колхозницы”. Это была эпопея под стать самому строительству».

Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a0006cg/

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)