В 1842 году российский император Николай I категорически запретил своим подданным торговать неграми. Всем невольникам, родом из стран Африки, которые были обнаружены у торговцев рабами, предписывалось дать свободу. А вот русскими людьми торговали вовсю.
Миллионы жителей империи были крепостными. Дворяне, составлявшие всего 1% от всего населения России, владели 59% всех крестьян. Их можно было проигрывать в карты, продавать, разлучать с семьей. Глава тайной полиции Российской Империи Александр Денкендорф написал в личном послании императору Николай I:
«Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. — свободны». [1]
Рабочий день крепостных начинался с первыми лучами солнца - летом это 4 часа утра. Выходной день был только один - воскресенье, а отпусков тогда и вовсе не было. На Руси правда было очень много церковных праздников, в которые крепостные не работали. Однако если праздник приходился на день барщины, то его надо было отработать. Больничных и декретных отпусков тоже не было. В этом случае за тебя должен был отработать другой член семьи, либо ты сам после выздоровления.
Очень хорошо ценились на рынке крепостные, владеющие каким-либо ремеслом. Молодые и ничему не обученные девушки ценилис недорого и стоили около 1,5 рублей. Некоторые особо предприимчивые помещики строили на этом весьма доходный бизнес. Одной из таких была помещица Позднякова, жившая в своем имении неподалеку от Санкт-Петербурга. Она по дешевке скупала юных девочек и обучала как правильно ублажать мужчин. А как только им исполнялось 15 лет, выставляла их на продажу. Причем стоимость за одну обученную помещицей девушку доходила порой до 500 рублей.
Молодым и красивым крестьянкам жить было непросто. В те времена многие помещики заводили свой гарем, состоящий из 20 - 30 крепостных красавиц. Одним из таких помещиков был Кошкаров. В его доме жило 12 красивых девушек, предназначенных для оказания услуг барину. Все девушки спали с ним в одной комнате, причем к тому времени ему было уже 70 лет.
Когда в дом к Кошкарову приезжали гости, несколько девушек назначались гостям в качестве прислуги. Как вспоминали очевидцы тех событий, все девушки в доме Кошкарова были ухоженными, образованными и одеты в платья европейского покроя. Но так было далеко не везде.
Широкую огласку получил судебный процесс над генерал-лейтенантом Лбвом Измайловым. В своем имении он основал гарем из 30 наложниц, куда насильно загонял молодых красивых девушек. А чтобы те не сбежали, он держал их в тереме с металлическими решетками на окнах, иногда выпуская их для короткой прогулки в барском саду.
Измайлов был человек гостеприимный и в его имение частенько заглядывали высокопоставленные друзья, с которыми тот щедро делился своим гаремом. Но одним только гаремом дело не ограничивалось. Изрядно выпив, компания во главе Измайловым вламывалась в крестьянские дома и забирала оттуда понравившихся девушек. Однажды мужики из небольшой деревни, принадлежащей Измайлову, попыталась противостоять пьяной компании. В ответ на это, Измайлов приказал высечь их всех до единого.
Причем жалобы крепостных на генерала чуть не обернулись каторгой для самих крестьян. Купленные с потрохами представители правосудия обвинили крестьян в клевете на генерала. Спасли ситуацию и дали делу ход два сенатора, которые недолюбливали Измайлова.
По итогам расследования, Измайлову предъявили обвинение, имение его взяли в опеку, а изверга оставили спокойно жить в нем по причине болезни.
Но самым известным было дело другого помещика -Виктора Страшинского из Киевской губернии. Он поставил своеобразный рекорд, надругавшись над более чем пятью сотнями крепостных. Своих девок ему было мало и он постоянно настаивал, чтобы его дочь из своего имения присылала все новых и новых крестьянок.
На момент расследования, следователи не нашли ни одной девушки из имения Страшинского, над которой не надругался бы барин. К крепостным девкам, отказывающим помещику в ласке, применялись самые неласковые способы перевоспитания.
Против него возбудили 4 уголовных дела, однако суд тянулся почти 25 лет и в результате приговор привел в изумление значительную часть русского общества. Александр II предпочел не наказывать 72-летнего старика. В результате было решено отобрать у помещика принадлежащие ему имения. Но по документам не все имения были оформлены на него, так что без угла он не остался.
Источники: 1 - Wikipedia