Найти тему

5 приёмов чтения с маркировкой текста

Оглавление

Я всегда говорю своим ученикам: "Читаем с карандашом в руках". Карандаш - для маркировки, выделения необходимой информации. Как можно организовать такое "маркированное чтение"?

Приём первый. Подчеркиваем главное

Этот приём традиционный: он используется очень давно и практически всеми. Этому способу работы с текстом мы учим детей с самого раннего школьного (а может быть, и дошкольного) возраста. Ученики самостоятельно читают текст. Учитель заранее дает задание: в каждом абзаце подчеркнуть простым карандашом основные факты, главные мысли.

После такого "чтения с карандашом" можно предложить детям подчеркнутую информацию выписать в тетради, сделав таким образом конспект статьи или параграфа, который затем можно использовать при подготовке к пересказу, ответам на вопросы или в другой работе.

Этот прием учит детей выделять главное, способствует осознанному чтению и лучшему запоминанию информации.

Вот пример:

-2

Приём второй. Инсерт

Это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Суть приема заключается в следующем: учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками. Вот общепринятые значки:

v - я это знаю.

+ - это новая для меня информация.

- - это противоречит тому, что я знал.

? - это мне непонятно, требует объяснения, уточнения.

Однако не обязательно использовать именно такие маркеры с именно этим значением. Я иногда предлагаю ученикам маркировать текст так:

+ - знаю.

- -не знаю.

? - знаю, но не понимаю.

! - интересный факт.

Значков не должно быть много: двух, трех или четырех вполне достаточно, иначе ученики запутаются, что чем помечать.

Разумеется, после маркировки текста, следует организовать дальнейшую работу с помеченной информацией: обсудить во время беседы, предложить заполнить таблицу и т.п.

Вот пример:

-3

Приём третий. Вопросы-навигаторы

Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.

Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.

Вот пример:

-4

Приём четвёртый. Цветной текст

Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах, а не с теми, которые даны в учебниках. Ведь мы будем этот текст красить!

Для этой работы ученики должны иметь цветные карандаши или специальные выделители не более трех цветов, желательно светлых. Например, желтый, голубой, светло-зеленый. Кстати, если есть возможность читать на компьютерах (ноутбуках, планшетах), то можно использовать функцию "цвет выделения текста" в Ворде или в гугл-документах.

Учитель заранее продумывает задачи работы с текстом: какую именно информацию ученики должны найти в тексте. На уроке он озвучивает условия, например: желтым выделяем точные факты (названия, имена, количества, даты и проч.), голубым - действия, а зеленым - эмоции. (Это примерное задание, каждый учитель к разным текстам подбирает свои задачи). Кстати, не обязательно использовать 3 цвета. Иногда можно обойтись и двумя.

Затем такой "цветной" текст используется в дальнейшей работе при анализе его содержания.

Вот пример:

-5

Приём пятый. 3 - 2 - 1

Этот прием учит детей осмысливать прочитанную информацию и максимально сжимать ее. Ставим перед учениками задачу: при чтении найти и подчеркнуть в тексте:

а) 3 новых факта;

б) 2 интересных факта;

в) после чтения задать 1 вопрос, ответ на который вы не нашли в тексте, но хотели бы получить.

Вот пример:

-6
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".