Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения, это место подвигов моряков. Но приходит срок - у кораблей заканчивается служба, их выводят из строя флота и отправляют на слом. Но к счастью, люди находят другие альтернативы, поэтому по всему миру достаточно много кораблей- памятников, которые позволяют прикоснуться к истории. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.
Продолжаем цикл публикация посвященный кораблям - памятниках, мы уже познакомились почти с двумя десятками подводных лодок разных эпох, и вновь у на на обзоре иностранный корабль, встречайте - очередная американская субмарина! (В США большое количество кораблей - памятников, как тут им не позавидуешь).
16.Памятный объект: Подводная лодка SS-224 "Cod" ("Код") , тип "Гато"
Статус: музей и памятник.
Место расположения: США, штат Огайо, Кливленд, "Cod Submarine Memorial". Открыт: 1976 год.
Вновь, как в случае с SS244 "Кавалла", перед нами большая подводная лодка типа "Гато" военной постройки. Подводные лодки этого типа были довольно распространены в ВМС США (серия насчитывала более 70 единиц), и в после войны несколько из них заняли место на постаментах - одна субмарина одна из них. ПЛ "Код" заложена в июле 1942 года, сдана флоту - в июне 1943 года), завод изготовитель - "Электрик Боот", Гротон.
После вступления в строй ПЛ вела боевые действия на Тихом океане, совершила семь боевых походов, в каждом из которых добивалась успеха. «Код» потопила восемь японских кораблей и судов суммарным тоннажем 26985 т, в том числе японский эсминец «Карукая». Таким образом эта подводная лодка была довольно результативной и удачливой. Во многом обычно удача подводной лодки зависит от ее командира. Так было и на этот раз - про одного из командиров «Кода», Кэдди Аткинса хотят даже исторические анекдоты. Один из них связан с его стремлением уничтожить как можно больше японских кораблей. Чтобы не упустить противника он круглые сутки находился в рубке (или в центральном посту) около перископов, и там же спал на матрасе. Это делалось для того, чтобы, в любое время столкнувшись с японскими судами, он мог немедленно вскочить и руководить атакой.
Однажды ночью, пока командир спал, был обнаружен конвой из трёх кораблей, Аткинс тут же вскочил и начал командовать атакой: определял расстояние и направление до цели, ее скорость и т.д. В этот время члены команды заметили, что их командир совсем голый. Дело было в тропиках и Аткинс решил в тот раз спать без одежды. Вскоре стюард принёс полосатую пижаму, которую передали командиру, Аткинс, не отрываясь от перископа, натянул пижамные штаны, а затем надел и застегнул рубаху - и продолжил руководить атакой. Вот такая история, может это флотская байка - мне не известно. Как не известно как же закончилась та самая атака.
В последнем походе на борту ПЛ был кинооператор, который снял фильм о безнадежных попытках «Код» снять с мели голландскую ПЛ 0-19 и об ее уничтожении. Другой фильм, снятый на ПЛ «Код», был посвящен торпедной атаке вражеских кораблей и отрыву ПЛ от преследования противолодочных сил противника.
В конце лета 1945 года «Код» встала на капитальный ремонт, по окончанию которой ее перевели в резерв, чтобы в 1951 вновь ввели в строй. После войны, в 1952 году подводная лодка участвовала в совместных американско-канадских морских учениях в Атлантике и в Карибском море. Субмарина несла службу в Карибском море и у берегов Южной Америки на протяжении последующих трёх лет, после чего её окончательно вывели в резерв. С мая 1960 по декабрь 1971 года находилась в морском резервном учебном центре в Кливленде. Из состава ВМС подводная лодка была исключена 15 декабря 1971 года. Музеем в Кливленде ПЛ «Код» стала в 1976 году и до сих пор является историческим кораблем, и судя по фотографиям - находится на плаву.
Подводные лодки типа «Гато» ( SS -212 - SS -284) – лодки военной постройки, их крупная серия в составе 73 единиц (77 - если считать еще четыре SS-361, SS-362, SS-363, SS-364) была построена в сжатые сроки – за три года. Строительство было развернуто в 1941-1943 годах на верфях четырех американских предприятий, специализировавшихся на постройке подводных лодок: « Electric Boat Co » в Гротоне (построена 41 ПЛ), « Portsmouth Navy Yard » (14 ПЛ), « Mare Island Navy Yard » в Валледжо (8 ПЛ) и « Manitowoc Sbdg » (10 ПЛ). Дизель-генераторы для ПЛ производили фирмы « Fairbanks Morse » и « General Motors », электродвигатели - фирмы « Elliot Motor » и « Allis - Chalmers », аккумуляторные батареи - « Exide » и « Gould ». Постройка одной ПЛ от закладки до сдачи флоту производилась примерно в течение одного года.
Для справки: водоизмещение надводное - 1915 т (стандартное - 1526 т без запаса дизельного топлива -389 т), подводное - 2410-2424; дина наибольшая - 93,5-95 м, ширина корпуса наибольшая - 8,25 м, осадка средняя- 5,2-5,5 м. Экипаж - 80-85 человек.
ПЛ типа «Гато», в отличие от ранее строившихся американских ПЛ типа «Сарго», имели увеличенное с 8 до 10 число торпедных аппаратов, увеличенную с 76 м до 90 м глубину погружения и энергоустановку, созданную по схеме полного электродвижения (с дизель-генераторами вместо дизелей на линии вала и электромоторами, работающими через редукторы на гребные винты). На каждой линии вала установлено по два высокооборотных электродвигателя.
Мощность дизель-генераторов:4х1350 л.с.; мощность электродвигателей - 4х1375 л.с.; 2 гребных вала; 2 группы аккумуляторных батарей по 126 элементов. Скорость хода: наибольшая надводная - 20 узлов, наибольшая подводная-9. Дальность плавания: надводная - 11000 (11) миль, подводная - 100 (2).
Подводные лодки типа «Гато», вместе с подводными лодками типа «Балао», были основными американскими ПЛ, воевавшими во Второй мировой войне. За время боевых действий погибло 20 ПЛ типа «Гато».
После войны ПЛ первых лет постройки были, в основном, проданы на слом и стали ПЛ-музеями. Семь подводных лодок в 1950-е годы были переоборудованы в противолодочные ПЛ ( SSK ), а пять ПЛ - в ПЛ радиолокационного дозора и одна ПЛ «Тэнни» переоборудована в ракетную ПЛ-носитель крылатых ракет «Регулус-I».
Семь ПЛ были переданы в качестве военной помощи в флоты других стран, в том числе: две подводные лодки - Италии, две подводные лодки - Греции, две ПЛ - Бразилии и одна ПЛ -Японии. Остальные подводные лодки использованы в качестве учебных и ПЛ-мишеней при испытаниях нового противолодочного оружия и пр.
Глубина погружения подводной лодки - ок.90 м (300 футов). Вооружение - 6-533-мм носовых торпедных аппаратов Mk32 (Mk33); 4-533-мм кормовых торпедных аппаратов Mk34 (Mk35). Общее число торпед - 24 (парогазовые торпеды «Марк 14» с контактным и магнитным взрывателями; электрические торпеды «Марк 18», парогазовые торпеды «Марк 23».
Имела подводная лодка и артиллерийское вооружение, причем отличавшееся на субмаринах одного типа: 1-76-мм или 1-102-мм или 1-127-мм орудие. На подводной лодке "Код" установлено именно 127-мм артиллерийская установка Mk40. В дополнение к 127-мм АУ - 1-2х-1-20мм "эрликона" или 1-2-1-40-мм "Бофорса", судя по фотографиям - на "Коде" - "бофорсы". ва зенитных орудия Бофорс калибра 40 мм. Боекомплект: не менее 200 снарядов главного калибра и 400 40-мм боеприпасов, тысяч патронов калибра 12,7 миллиметра.
Большую роль в судьбе подводной лодки сыграли жители Кливленда, неравнодушные к судьбе подводной лодки, которые взяли её под опеку и превратили в музей. В 1986 году «Код» стала национальным историческим памятником.
Показательно, что подводная лодка такого же типа не единственная, которую сохранили на территории США. Мы уже познакомили наших читателей с двумя субмаринами этого типа, и в дальнейшем продолжим.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели были на этой субмарине? Вернее около того, что от нее осталось? Заранее завидую.