Друзья, привет! На связи Данил Майоров.
Сегодня поговорим о том, как все-таки посчитать стоимость бизнеса. Есть несколько способов подсчета. Если мы возьмем книги или наберем в поисковой строке Google «как посчитать стоимость бизнеса», то увидим там более десятка разнообразных схем. Там будут различные готовые таблицы, формулы и подходы. Я вам дам самые действенные способы, по которым реально сейчас считается рынок, и как считаем также мы своей команде и в компании. Что принять во внимание в первую очередь?
- Первое – это срок окупаемости либо доходности бизнеса. Средняя доходность бизнеса, если мы говорим про твердые ниши (например, салон красоты, общепит, ресторан), составит до 15 месяцев. Например, наш бизнес приносит 200 000 р., мы умножаем на 12-15, получаем данную стоимость и у нас получается итоговая сумма. Здесь же отмечу частый вопрос: стоит ли считать материальные активы? Материальные активы мы дополнительно не считаем, мы считаем только по окупаемости.
- Второй способ – это сравнение. Мы просто забиваем в интернете «купить салон красоты» и смотрим, сколько в среднем такой же салон красоты в таком же в плюс-минус районе и с такой же окупаемостью стоит. Например, в среднем салоны в нашем районе с такой окупаемостью 200 000 р. стоят 3 500 000 р. И вот это сравниваем просто с другим рынком.
- И третий – это анализ затрат. Сколько нам нужно денег, чтобы открыть такой же салон? Например, на открытие салона мы потратили, вложили в ремонт и т.д. 3 000 000 р. И чтобы человеку открыть такой же салон, ему соответственно тоже нужно 3 000 000р.
Сразу скажу, что около 80% покупателей рассматривают вопрос в первую очередь со стороны инвестиций, и, следовательно, смотрят на цифры – окупаемость объекта. Только оставшееся меньшинство 20% прибегают к сравнительному и затратному анализу.
Также отмечу, что есть определенные исключения из правил. Какие?
- Первое – это арендные бизнесы. Например, вы нашли помещение за 300 000р., завезли туда арендатора и сдали объект в субаренду за 500 000р. Соответственно на выходе вы получаете 200 000р. Это пример рекуррентных, то есть постоянных платежей со средней окупаемостью до 2 лет.
- Помимо этого, есть бизнесы, основанные на производстве, где уже больше внимания уделяется производственным мощностям. Там окупаемость может составлять в среднем до 3-х лет. Если мы говорим про бизнес не в аренде, а когда помещение в собственности, то это уже другой тип – коммерческая недвижимость, ее окупаемость считается совсем по-другому. Об этом тоже расскажу подробнее в ближайших статьях.
Еще хотел бы рассказать про такую вещь как «покупаемость». Это относится к более крупным компаниям. У них есть такое понятие как коэффициент.
Как он считается?
Если мы, например, возьмем Facebook – у него коэффициент 15. Как он получается? Мы берем оборот прибыли Facebook, умножаем на 12 – у нас получается 1 год, потом умножаем это на 15 – и у нас получается вот такой вот коэффициент 15-ти лет окупаемости. Крупные компании в основном так и считаются. У IT –проектов такой коэффициент может составлять от 3 до 15 лет в зависимости, что это за компания, какой у нее бренд, какие активы она имеет.
Вроде бы все. Если понравилось – подписывайтесь на меня, ставьте лайк.
Если Вы интересуетесь продажей готового бизнеса и хотели бы зарабатывать на этом приходите на мой бесплатный урок и тогда:
- Вы узнаете схемы заработка на крупных сделках
- Получите практические знания по поиску бизнеса
- Получите пошаговый план продажи бизнеса с комиссией 500.000 рублей
- Сможете пообщаться с крутыми людьми
Также если у Вас есть запрос на покупку или продажу готового бизнеса пишите мне в Instagram :)
Хорошего дня!