Найти тему

Сколько стоит Ваш бизнес?

создано при помощи нейросети Kandinsky
создано при помощи нейросети Kandinsky

Однажды перед руководством нашей компании остро встал вопрос расширения бизнеса. Были рассмотрены несколько вариантов покупки новой линии оборудования или приобретения готового бизнеса. Я занимался поиском и рассмотрением предложений о продаже готового бизнеса ценой до 5 млн руб. Когда я изучил более 50 предложений, понял, что многие предприниматели на самом деле не знают сколько стоит их бизнес, а самое удивительное, что они так же не знают точно сколько зарабатывают.

Вот пример одной из рассмотренных компаний. На продажу была выставлена полиграфическая компания, которая имела несколько точек в торговых центрах. Владелец компании заявлял, что чистая прибыль составляет 400 тысяч рублей в месяц или 4,8 млн в год и просил за нее 4 млн руб.

Первое, из чего складывается стоимость бизнеса - это прибыль. Цена компании = чистая прибыль * количество лет окупаемости. Для небольшой стабильной компании из России срок окупаемости, или коэффициент (P/E, т.е. цена/прибыль) до 5 лет считается нормальным, так как больший срок окупаемости уже сравним со вкладом в валюту или в банк под проценты. Вклад в бизнес более рискованный, поэтому он должен быть более чем в 2 раза выгоднее этих инструментов. Окупаемость данной компании, по заявлению владельца составляла 4млн / 4,8 млн = 0,83, что очень неплохо. Но данные нуждались в проверке.

Чистая прибыль компании - это прибыль с учётом уплаты всех налогов, в том числе налогов на заработные платы, а так же с учётом затрат на рекламу, курьеров, бухгалтера и директора. Основная ошибка предпринимателей заключается в том, что они не учитывают затраты на зарплату тех задач, которые они (директор, руководитель) выполняют. Например, если бизнес приносит 100000 руб, но при этом директор сам ведёт бухгалтерию, рекламу, и некоторых клиентов, то чистая прибыль фирмы равна 100000 минус зарплата человека или нескольких человек, которые все эти задачи смогут выполнять самостоятельно.

Почему зарплата руководителя не должна входить в прибыль бизнеса? Потому что любой бизнес - это в первую очередь вложение денег. Представьте, что у Вас есть некоторая сумма денег. Перед Вами выбор, вложить их в бизнес или в банк под процент. Если Вы положите деньги в банк, Вам не придется что то делать, что бы получать процент. Значит, что бы оценить, на сколько вложение в бизнес выгоднее, надо так же рассчитать, какой процент он будет приносить, при условии, что Вам ничего не надо будет делать. Если получается, что зарплата руководителя съедает всю прибыль компании, значит Вы покупаете/продаете не бизнес, а рабочее место.

В нашем примере оказалось, что владелец принимал за чистую прибыль сумму, полученную при вычитании из общей выручки покупку материалов, зарплаты и аренды. Он считал минимальными, а потому и не подлежащими учёту затраты на следующие позиции:
- налоги,
- амортизацию,
- затраты на программу для ведения заказов,
- затраты на рекламу,
- затраты на зарплаты специалиста по созданию имиджа в интернете, а именно: ведение социальных сетей, контроль и реагирование на отзывы, размещение компании в интернет справочниках,
- плата за пользование техническими мощностями смежной компании (для выполнения некоторых заказов, приходилось пользоваться оборудованием другой компании, за которое платили аренду по договору),
- премии сотрудникам,
- компенсации работы сотрудников сверхурочно,
- коммунальные платежи и электричество,
- зарплата бухгалтера,
- курьера,
- зарплата руководителя.

Работу, относящуюся к последним трем пунктам хозяин выполнял самостоятельно или прибегал к помощи родственников, поэтому считал, что этих затрат нет. Но если мы оцениваем именно бизнес, а не рабочее место, то эти затраты необходимо учесть.

Таким образом сумма неустанных расходов составила 250 тысяч руб в месяц, или 3 млн в год плюс амортизация 300 тысяч руб в год. Итого 3,3 млн руб в год.

Амортизацию оборудования обязательно надо учитывать в расходах, так как это средства, которые неизбежно придется потратить в будущем.

После учёта всех расходов, решил посчитать прибыль компании в среднем за последние 3 года. Это нужно делать для того, что бы исключить случайное временное увеличение прибыли на данный момент, а так же сезонность потребления продукции. Исследование банковского счёта показало, что выручка в последний год увеличилась почти на 20%, что в общем выглядит немного странно, так как расходы на рекламу наоборот были сокращены и никакого нового оборудования приобретено не было. Скорее всего это было случайное разовое увеличение оборота компании, а возможно и умышленное искусственное наращивание выручки. Как бы там ни было, средняя годовая прибыль за 3 года составила 3,84 млн - 3,3 млн = 540 тысяч руб в год, или 45 тысяч руб в месяц. А срок окупаемости 4 / 0,54 = 7,4 лет.

Возможно, владелец бизнеса не хотел нас обмануть, у него на руках действительно постоянно были деньги с оборота компании, он не считал, сколько реально уходит средств на поддержание работы бизнеса и, конечно, не откладывал средства на покупку нового оборудования в замен старого по амортизации. На момент оценки его бизнеса, один из станков как раз нуждался в серьезном ремонте, который должен был обойтись в 600 тысяч руб. А так как деньги на амортизацию не откладывались, скорее всего это была одна из причин продажи бизнеса.

Следующий шаг оценки компании - это оценка по балансу. Если компания стоит дешевле стоимости ее оборудования и материалов, и при этом она приносит прибыль, то, скорее всего, ее приобретение - удачная сделка, так как, что бы открыть такую же компанию, придется затратить больше средств. Но гораздо чаще встречаются компании цена которых выше их балансовой стоимости. В этом случае надо точно понимать, за что покупатель переплачивает. В бухгалтерском балансе есть такое понятие, как гудвил. По определению это добавочная цена к балансу. Но что это означает и как ее вычислить? По факту это сумма, которую покупатель готов переплатить сверх стоимости оборудования за то, что компания получает прибыль. Если создать бизнес с нуля, купив все то же оборудование и материалы, что и в данной компании, то понадобится ещё какое то время и затраты на рекламу, обучение персонала и маркетинг, что бы достичь той прибыли, которую компания уже получает. Вот из этих временных и финансовых затрат и складывается гудвил.

Стоимость всего оборудования, оцениваемой мной компании составила 1,6 млн руб.
Стоимость гудвила оценили так. Если открыть такой бизнес с нуля обычно требуется около 1 года работать в убытке. Это означает, что за этот год придется 1,2 млн заплатить на зарплаты, 0,7 млн на аренды, а так же расходы на рекламу. Исходя из текущих средних расходов за последние 3 года рекламные расходы составляют 0,3 млн. Итого расход за первый год создания бизнеса с нуля составит 2,2 млн руб. При нормальном управлении этот расход должен быть компенсирован прибылью более чем на 50%. Итого гудвил 1,1 млн.
Общий баланс в этом случае принимает значение 2,7 млн руб.

Запрашиваемая цена в 4 млн, таким образом в 1,5 раза превышает балансовую стоимость с учётом гудвила. А это неприемлемо для мелких не биржевых компаний. На бирже премия в 10-30% допустима за ликвидность.

Необходимо также провести анализ полезности активов. В данном случае я сам описывал оборудование, поэтому "лишних" активов баланс не содержит. Но когда продавец компании сам предоставляет балансовые данные, надо быть осторожным. Продавец заинтересован в завышении баланса, поэтому может превысить реальную стоимость оборудования, не учесть его амортизацию, а иногда и добавить в баланс что то "лишнее": не работающее оборудование, бракованные или ненужные запасы, материалы и т.д.

Почему важно оценивать не только по прибыли, но и по балансу. Мне нравится очень смешной, но в тоже время показательный пример. Представьте, что всем зимой вдруг захотелось приобрести снег. Несмотря на то, что на дворе зима и кругом его полно, по какой то причине никто не хочет набирать его лично, но все готовы его купить. Поняв это, молодой предприниматель организует компанию, покупает лопату и мешки, нанимает человека, который набивает мешки снегом и продает прямо во дворе. И вот вокруг него выстраивается очередь, все хотят купить снег, выручка компании в этот год составляет 1 млн руб.
Летом предприниматель решает продать бизнес за 2 млн руб. P/E = 2. Это 2 года окупаемости, отличный показатель. Но на балансе компании лишь 2 лопаты и 100 мешков. Общая сумма баланса 4000 руб. Оценка по балансу P/B = 2/0,004 = 500. То есть цена за которую продается компания превышает баланс в 500 раз. Мы закрываем глаза на баланс и покупаем компанию, ведь окупаемость 2 года!
И вот наступает следующая зима, и, вдруг, мы видим, что многие поняли, как легко достаются деньги нашей компании, и как мало средств надо вложить, что бы открыть такой же бизнес, начали тоже продавать снег. Появилось их около 20. Но наша компания работает уже не первый год, у нее есть постоянные клиенты и авторитетность на рынке, поэтому прибыль от продажи снега падает не в 20 раз, а в 10 и составляет 100 тыс руб в год. Теперь окупаемость составляет не 2 года, а 20 лет. Это тоже не плохо, решаем мы, и продолжаем работу. Но следующей зимой, компаний, ИП, а так же, самозанятых, продающих снег становится больше ста. И годовая прибыль теперь составляет жалкие 10000 руб в год. Срок окупаемости бизнеса превращается в 200 лет. И теперь уже никто не хочет купить наш бизнес дороже, чем стоят 2 лопаты и 100 мешков. В итоге, компания обесценена, бизнес перестает быть интересным, актив становится убыточным.
Вот почему, если бизнес Вам интересен, но цена за него сильно выше баланса, возможно Вам будет выгоднее создать его с нуля.

Помимо основного баланса и гудвила, существует понятие "нематериальные активы". Сюда входят интеллектуальные разработки и знания компании, разработанное и купленное ПО, технологии управления, производства и маркетинга. Обычно в небольших компаниях таких активов нет, но бывает и по другому. Например, компания Intel некоторое время продавалась на бирже с P/E = 10 и P/B = 5. Отличный срок окупаемости для крупной американской компании, но превышение над чистым балансом в 5 раз - не много ли это? Что бы это выяснить надо рассчитать ее гудвил и нематериальные активы. То есть, сколько средств надо потратить, что бы создать такую же компанию с нуля и занять такое же лидирующее положение на рынке микропроцессоров. Помимо затрат на маркетинг, убыточную работу во время настройки и наладки оборудования необходимо так же учесть и затраты на инженерные разработки микропроцессоров. Создание таких передовых технологий займет очень много времени и средств. Это и есть нематериальные активы. Рассчитать их справедливую стоимость для такой компании довольно сложно, поэтому в этой статье я не буду этого делать, но скажу, что превышение стоимости компании в 5 раз над стоимостью оборудования в данном случае, по моему мнению, оправдано. Такой бизнес со справедливым P/E не может обесцениться в одночасье, как в случае с компанией по продаже снега.

Таким образом, основная оценка компании сводится к простым двум действиям:
1. Понять, приносит ли бизнес достаточно прибыли, что бы им заниматься.
2. Решить, что выгоднее: купить готовый бизнес или создать такой же новый.

Мы оценили рассматриваемую компанию в 2,16 млн руб по балансу с учётом гудвила и со скидкой за отсутствие перспектив роста и большие риски, связанные с использованием существующего оборудования и надёжности персонала. Срок окупаемости при этом составил 2,16 / 0,54 = 4 года.
Когда я представил свой отчёт владельцу этого бизнеса, он был крайне удивлен тем, сколько реально зарабатывает.

К сожалению, таких случаев я нашел очень много. Я понял, что предприниматели просто не пытаются посчитать свои доходы, полагаясь на примерные цифры, которые, почти всегда, не имеют ничего общего с реальностью. Если владелец бизнеса не знает точно, сколько приносит ему бизнес, то и развитие бизнеса стоит под вопросом, так как неизвестно, стал ли он больше приносить после расширения или, наоборот, стал менее прибыльным. Без точного расчета дохода невозможно строить планы, брать кредиты, нанимать сотрудников. Все примерности могут привести к убыткам и серьезным проблемам.