Найти в Дзене
А мы и не знали

Как Запад присвоил себе право всем тычить и бабачить

В V веке Рим пал. Нет, Римская империя продолжала быть – только со столицей на Босфоре, а в западной её части, лишившейся имперского соправителя, сформировались независимые франко-германские королевства и герцогства. И ещё остались здесь высший религиозный иерарх Восточной римской империи (иногда её именуют Византией) – римский понтифик, и церковный аппарат при нём. Королей и герцогов такое положение дел вовсе не устраивало. Им, ради противостояния могучему соседу, нужна была своя опора, общая идеология. Но вместо создания своей идеологии новые хозяева Европы затеяли переподчинение римского аппарата церкви себе.

Начался длительный период захвата франками-германцами имперской христианской церкви. Были «декоративные» изменения, например, замена икон в храмах на деревянные статуи. Были политические акции, вроде нападок на «старых» религиозных вождей с обвинениями их в ереси из-за – из-за чего? – как раз из-за иконопочитания. Были теологические споры: так, германские христиане выдвинули идею пересмотра догмата Троицы об исхождении Святого Духа от Бога-Отца: потребовали, чтобы догмат, вопреки принятому толкованию, упоминал бы исхождение Духа также и от Сына. Это называлось «филиоква» (лат. Filioque – «и от Сына»).

Были, наконец, попытки выдавить сторонников прежних воззрений из церковных структур. Св. Бонифаций писал: «Франки изгоняли всех римских епископов из Церкви и назначали себя епископами и игуменами-аббатами в Галлии. Они захватили имущество Церкви и разделили его между феодальными вотчинами». Он же сообщал, что у франков «прожорливые миряне, прелюбодеи и пьяницы священнослужители, которые сражаются в армии в полном военном снаряжении и их руки убивают христиан и идолопоклонников» .

В 962 году Оттон I Саксонский возглавил Священную Римскую империю со столицей в германском Ахене. Заметим: возникло это новое государственное образование не в южной Италии, Галлии или Испании, где располагалась прежняя Римская империя, а на землях Германии, Чехии, Бургундии, Нидерландов, Швейцарии и севера Италии. А с конца XV века эту империю прямо называли Священной Римской империей германской нации . (Она существовала затем до 1806 года, когда её ликвидировал Наполеон Бонапарт.)

В следующие сорок лет германцы усилили тактику протаскивания на высшие церковные должности своих людей. В 1014-м в Риме на коронации императора Генриха II во время торжественного пения Credo к символу веры впервые в этих стенах присоединили филиокву. В 1046-м стараниями Генриха III римский престол вместо понтифика Григория VI, державшегося «византийского» христианства, занял франкский ставленник Климент. «Старых» священников на местах изгоняли, а то и убивали. Верующих «неправильного» обряда лишали земли и закрепощали. Летом 1054 года церкви на Западе, а в ответ и на Востоке провозгласили анафемы друг другу (их отменили в 1965 году). В конце того же XI века начались Крестовые походы латинян на Восток.

Получается, что раскол единой церкви на Восточную и Западную на самом деле был рейдерским захватом германцами сначала земель бывшей Римской империи, а затем и её церкви, и даже истории, поскольку новые церковные власти не только сохранили название «Римская церковь», но и придумали сквозную нумерацию одноимённых «пап». Григория VII – понтифика с 1073 года, первым в истории официально назвали папой. Так почему же он седьмой?! Все прежние Григории держались другой религиозной доктрины!

В Европе возникла новая ветвь христианства – католичество. И сразу началась экспансия на окраины, попытки навязать народам «правильную веру». А в отношении России давление приняло наиболее планомерный характер после того, как оплотом католицизма на востоке стала Польша. Это произошло не сразу: изначально поляне приняли христианство восточного извода, и к концу XI века славянская литургия Кирилло-Мефодиевского образца стала уже традиционной. Затем она была выдавлена латинской церковью, поддержанной силой оружия духовно-рыцарских орденов.

Первый опыт восточных захватов рыцари приобрели, нападая на славян, проживавших на территории между Эльбой, Траве и Одером: бодричей, лютичей, поморян и руян. Общее мнение было таково, что славяне, пусть даже уже христиане восточного обряда, всё равно язычники, раз не признают церковным лидером папу, и надо им навязать латинских пастырей и администраторов. Но многие, как, например, Бернар Клервосский, один из ведущих католических мыслителей того времени, считал полезным их всех уничтожить. И действительно, многих уничтожили настолько полно, что кроме топонимов, от них ничего и не осталось.

В случае с Польшей, захватить которую было бы трудно, применили другую тактику: решили вовлечь её в сферу западного влияния не силой, а как союзника, оставив ей самоуправление, свою национальную аристократию и даже разрешив иметь своих священнослужителей. Польша согласилась. Теперь король получал корону из рук папы, но чеканил свои монеты и содержал своё войско. Правда, оно стало ресурсом Западной Европы: поскольку Польша граничила со многими православными народами, её армию использовали в попытках замены в этих странах православия на латинский обряд. У России войн с ней было даже больше, чем с Турцией, причём чаще нападала Польша, и до середины XVII века обычно побеждала. А затем, кроме советско-польской войны 1919-1921 годов, побеждала всегда Россия.

Следующая реформа церкви привела к возникновению протестантизма, и опять – обратим на это внимание, на севере Европы. Главными основателями протестантизма, если оставить в стороне Англию, были Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Женеве. Началом Реформация принято считать тот день 1517 года, когда Мартин Лютер прибил к дверям католического собора в городке Виттенберге свои «95 тезисов». Из первых четырёх тезисов верующие узнали, что каяться им и умерщвлять плоть свою следует при жизни, не надеясь на молитвы родственников после смерти. Остальные тезисы разоблачали заблуждения папизма, а в частности, догмат о чистилище.

С этим надо разобраться.

Даже уже присвоив себе христианскую церковь, германцы многого в Писании не могли принять, а то и понять. Там действительно есть нелогичные места. И здешние теологи-рационалисты начали вносить свои правки, вроде изобретения филиоквы, или обожествления богоматери. А одной из самых интересных придумок стало чистилище, которого не было в восточной ветви христианства, и поныне нет в православии. ( По православному учению, на сороковой день после смерти душа умершего, если он был крещён, попадает к Богу, который совершает над ней Частный суд, и определяет, где ей быть в загробном мире до Страшного суда. А души некрещёных умерших сразу идут в ад.

Логический ум германских теологов не мог этого понять. Где содержатся души после смерти человека? Ведь распределение их в рай или, по грехам, в ад, произойдёт на Страшном суде. А где же они пребывают до него?.. И придумали чистилище (пургаторий), в котором души грешников якобы очищаются от не искупленных при жизни грехов.

Догмат о чистилище католики приняли в 1439-м, и подтвердили в 1562 году.

Если говорить об искуплении грехов, то в обеих ветвях христианства предусмотрена индульгенция: «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена». Первоначально, а в православии и сейчас, её давали при наличии раскаяния, проявленного в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). А католики придумали, что заслуги Христа, Богоматери и святых уже и так образовали неисчерпаемый кладезь «сверхдолжных добрых дел», и церковь может тратить их, выдавая индульгенции грешникам, в том числе тем, чьи души уже в чистилище, но – за деньги .

Это и вызвало протест Мартина Лютера: «Святое Писание не упоминает о чистилище; это сатанинская ложь, предназначенная для того, чтобы обеспечить папистов рыночными днями и приманкой для уловления денег» .

В 1520-м Лютер сжёг папскую буллу, обозначив открытый разрыв с католической церковью, и уже вскоре в Германии, а затем в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви, а в Прибалтике, Чехии, Венгрии и Польше – лютеранские меньшинства.

Чарльз Аллен Дюваль (1808-1872). Мартин Лютер сжигает папскую буллу.
Чарльз Аллен Дюваль (1808-1872). Мартин Лютер сжигает папскую буллу.

Другой создатель протестантства – Кальвин. Между ним и Лютером была большая разница. Лютера, подверженного мистике, по ночам донимали видéния бесов: «Столько раз диавол нападал на меня и душил почти до смерти» , – писал он. Подсчитано, что в его текстах дьявол упоминается чаще, чем бог, а кроме дьявола врагами человечества он считал евреев и разум. Кальвин же обладал повышенной рациональностью, и уповал как раз на разум, который воспитает дисциплину чувств и заставит каждого верующего признать высшую власть Христа абсолютно во всём. Если же этого не произойдёт, то еретику и жить не надо. Покаяния в грехах кальвинизм не предусматривал, а вдобавок вождь поразил христиан сообщением, что спасение от ада ждёт не каждого:

«Хотя и говорят, что Бог послал сына своего, чтобы искупил грехи рода человеческого, но не такова была его цель: он хотел спасти от гибели лишь немногих. И я говорю вам, что Бог умер лишь для спасения избранных» .

Верующему следовало избегать опасностей и не верить людям («ибо проклят будешь»); его учили, что «чем сильнее отомстишь обидчику, тем слабее будет месть божья тебе» . Недоверие и месть, нелюбовь между людьми ради Христа – эти новые категории жизни дополнялись запугиваниями Лютера о дьяволе, который повсюду. «Правильная вера» требовала не снисходительности к грешнику и не готовности помочь ближнему своему, а ненависти и презрения к нему как врагу господню, отмеченному клеймом вечного осуждения.

Вот такого создали «нового человека». Но религия в те времена составляла основу всей общественной жизни! И вот, целые народы обрели объединяющие всех правила поведения, мораль – и мировоззрение, причём весьма человеконенавистническое.

Нельзя также забывать, что в предыдущую тысячу лет европейцы постоянно имели перед глазами зрелище «ада» на земле: бесконечные кровавые казни преступников, ведьм и еретиков; костры, виселицы, чаны с кипящим маслом для грешников. Были там в практике и сдирание кожи, и распиливание людей пополам. Они привыкли к вымиранию от эпидемий и к военным ужасам. Всё это и так уже наложило свой отпечаток на культуру, воспитав в людях жестокость, безжалостность и эмоциональную глухоту. Новые правила жизни, давление мысли – как бы стать «избранным» и избежать вечных мук на том счете, проповедь ненависти и недоверия к ближнему довершили картину.

Хоть никто и не знает своей окончательной судьбы, но каждый желал уверенности, что он избранный, при этом совесть освобождалась от тревоги по поводу судьбы не отмеченных богом. Важный признак избранничества – успех в делах, достижение богатства. Если нет успеха и богатства, то, значит, человек неполноценен, и на него не распространяются правила и привилегии богоизбранных.

И это – в отношениях со своими! Что уж говорить о чужих. В эпоху колониализма самый последний матрос из Европы считал себя выше любого жителя колоний, будь тот хоть магараджей. Истребление индейцев в Северной Америке было брезгливым уничтожением заведомо не богоизбранных. Сегодняшние германцы и потомки тех из них, кто переселился в США и прочие страны, искренне считают себя вправе указывать всем подряд, что и как им делать. Кстати, из 45 президентов США протестантами были 35, членами унитарной церкви (не признающей Троицу) четверо, католиками – двое (Джон Кеннеди, которого застрелили, и нынешний Джо Байден), а ещё трое не указали своего вероисповедания.

Отношение к нам западного политического истеблишмента часто называют словом русофобия. Это неправильно. Фобия, с греческого – страх, боязнь. Но у наших партнёров , как их ласково называет сами знаете кто, нет страха, а есть глубинная, врождённая, тянущаяся за «партнёрами» столетиями уверенность, что те, которые не вполне человеки, а также их собственность, мысли и поступки, даже их свобода требуют руководства со стороны избранных. Тот факт, что за два последних века им не раз удавалось втягивать нас в свои войны, используя как пушечное мясо, только подкреплял эту уверенность. А вы ждали благодарности? Её не будет.

Упорство, с которым мы – и не только мы, отстаиваем своё право быть самими собой, иметь своё место под Солнцем, участвовать в международной политике, не вызывают у «партнёров» ничего, кроме тяжкого недоумения. Это не русофобия, нет. Это другое. Это естественное нутряное желание выковыривать в нашей истории, вере, честности, в наших обещаниях и свершениях что-нибудь гаденькое, и тыкать этим нам в нос, а если не получается – выдумывать гаденькое, и мешать, тормозить, осуждать, запрещать…

По их логике, «не избранные» не имеют права быть успешными ни в чём: ни в спорте, ни в борьбе с болезнями, ни в экономике. Всё это якобы угрожает их «национальной безопасности». Это – идеология. Это мировоззрение.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл. : из Сети.

« А мы и не знали »: История идей, История людей, История вещей.

Откуда выросли ноги европейской жестокости

Люди прошлого точно знали, что «Тот свет» существует

«Конец света»: хроника последнего тысячелетия

Своекорыстные злодеи

Несчастная судьба тасманийцев