Найти тему

А помните "За стеклом"?

В одной из публикаций, посвященных истории телеканала ТВ-6, постоянный читатель канала Вениамин Медведев задал вопрос - а как же одно из самых главных открытий позднего ТВ-6, первое реалити-шоу на отечественном телевидении, как ты мог его забыть?

А автор взял и не забыл. Встречайте - история бессмысленного, беспощадного, но столь популярного телешоу - "За стеклом".

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Впервые о том, что поле реалити-шоу в России не то что не пахано, а практически не существует, задумались ещё во времена старого НТВ. За рубежом гремели "Большой брат" и "Survivor" (на основе последнего будет сделан отечественный "Последний герой"), а в родных осинах за реалити могли сойти только транслируемые в новостях заседания Государственной Думы (особенно с участием дорогого Владимира Вольфовича Жириновского).

В общем, принести на отечественное телевидение хотя бы какое-то реалити-шоу планировал ещё Владимир Гусинский и его НТВшная команда. Но из-за всем известных событий (описанных в этом материале) реализовать планы на НТВ не удалось. Гусинского из медиарынка тогда отправили точечным пинком в Израиль, а вот Александр Левин, бывший при Гусинском генеральным продюсером НТВ, в числе многих других изгнанных с четвертой кнопки оказался на ТВ-6, где продолжил своё черное дело.

На ТВ-6 в тот момент вовсю бушевал кризис идей, усугубленный финансовым кризисом, отчего жизнь дала трещину и стала похожа на задницу предложение выдать в эфир что-то новенькое было принято и одобрено, хотя, конечно, в безусловный успех реалити-шоу никто особо не верил. Продюсировать шоу поручили Ивану Усачеву, одному из немногих согласившихся сотрудничать с новой властью с новым менеджментом.

Тот сперва предложил поместить участников за витрины модных магазинов, достигая тем самым двух целей - телеканал получал шоу, а магазины - бесплатную рекламу (которую бы им ещё и оплачивали). Да вот только владельцы магазинов решили (достаточно здраво, кстати), что пускать к себе каких-то непонятных людей себе дороже - не ровен час пропадёт что, да и камеры по всему помещению надо ставить - а вдруг какую незаконную практику снимут? В общем погостить в ГУМе у ТВ-6 не получилось.

Зато помещение оказался готов предоставить владелец гостиницы "Россия" Хусейн Джабраилов, где после переоборудования части помещений и поселилось шоу.

Будущее зрелище сперва завесили вот таким баннером, чтобы кто-нибудь любопытный не метнул кирпич
Будущее зрелище сперва завесили вот таким баннером, чтобы кто-нибудь любопытный не метнул кирпич

Правила были просты - шесть человек внутри, изолированные от внешнего мира (нельзя смотреть телевизор, пользоваться телефонами, выходить из помещения) прозрачными снаружи, но зеркальными изнутри стенами, занимаются своими делами, общаются, ругаются, дерутся, придумайте рифму дальше, моются - и всё под строгим надзором камер. Ежемесячно каждый участник получал 1200 рублей на пропитание. Само шоу, по большому счету, напоминало студенческое общежитие, в котором сегодня кто-то готовит, кто-то убирается, а кто-то драит гальюн. Ежедневно каждому участнику озвучивается очередное идиотское задание, которое надо выполнить. Приз - квартира в Москве (которую, правда, зажали, выдав по 15 тысяч долларов на одного из двух победителей).

Помните эти лица? А кто победил, помните?
Помните эти лица? А кто победил, помните?

Казалось бы, кому эта байда может быть интересна, когда любая бабка у подъезда может наблюдать такое реалити-шоу ежедневно?

Но оказалось, что страсть к подглядыванию и в России присутствует и не удовлетворена. Народ собирался не только у телевизоров (рейтинги передачи доходили до 40 % телезрителей), но и у гостиницы "Россия", чтобы понаблюдать за происходящим, так сказать, вживую. Круглосуточная трансляция программы шла и через Интернет, которую посещали до миллиона уникальных пользователей в день (и это при околонулевом проникновении Интернета в России образца 2002 года).

Шоу плодило скандал за скандалом - то в ночном эфире покажут снятый половой акт, то сцены из душевой, то о передаче в негативном ключе выскажутся очередные общественники - но такой популярности больше не имело ни одно отечественное реалити (кроме, пожалуй, Дома-2).

Хотя по сравнению с Домом-2 шоу было почти целомудренным - участники первые три дня даже помыться стеснялись
Хотя по сравнению с Домом-2 шоу было почти целомудренным - участники первые три дня даже помыться стеснялись

Самой же крупной оказией оказалось то, что "За стеклом" полностью копировало концепцию принадлежавшего Endemol "Большого Брата". Голландцы даже хотели судиться с ТВ-6 и МНВК, да не успели - телекомпания умудрилась благополучно начать ликвидацию и взять с неё было уже нечего.

Успех первого сезона "застеколья" вызван был и этой скандальностью, и тем, что ничего подобного отечественный телезритель ещё не видел. Два следующих сезона "За стеклом" такого эффекта новизны уже не имели - "ресторанный" сезон попал на межвременье между ТВ-6 и ТВС и транслировался то в Интернете, то на ТНТ, а сезон про армейку столкнулся с неприятием общественности (как так, оппозиционный ТВС рекламирует военщину!) и необходимостью тратиться на подмазывание украинских военных (проект снимался в Черниговской области).

Но зато без "застеколья" не было бы у нас безумных ТНТшных реалити-шоу, вроде "Голода", "Ребенка-робота" и, разумеется, великой и ужасной конюшни "Дома-2".

Скажем ли мы "За стеклом" за это спасибо? Наверно нет.

Но было интересно.

-4