Найти тему
Люди и деньги

Молоко подорожает из-за маркировки и роста спроса

Люди стали больше потреблять молочных продуктов, потому что сидят дома, работают удаленно и не путешествуют. Что нужно молочным торгашам? Повернуть обстоятельства в свою пользу и выжать дополнительную прибыль из карманов покупателей. Что нужно чиновникам? Выжать максимум и из молочных компаний, и из граждан.

По прогнозам Национального союза производителей молока, цены на продукты в ближайшие месяцы поползут вверх, это при том что в прошлом году себестоимость молока уже повысилась на 15% . Очередное подорожание будет спровоцировано введением обязательной маркировки молочной продукции. Прибавим сюда подорожание минеральных удобрений, кормов для животных, горюче-смазочных материалов для транспорта. Страшно даже подумать, какими могут стать ценники в супермаркетах.

Обязательная маркировка продуктов вводится поэтапно.

· Июнь – сыры, мороженое.

· Сентябрь – товары со сроком годности более 40 дней.

· Декабрь этого года – продукты со сроком годности менее 40 дней.

· Декабрь 2022 года – фермерская продукция.

· Декабрь 2023 года – учет всей продукции со сроком хранения более 40 дней.

Речь идет об обязательной маркировке, а экспериментальная добровольная началась в июле 2019 года. В системе «Честный знак» зарегистрировались почти 11 тысяч компаний, среди них оптовые и розничные продавцы, производители, импортеры.

-2

Цель маркировки – обеление рынка молока, хотя производители не видят в ней смысла, потому что одна система электронного учета уже есть. Она называется «Меркурий», внедрена в 2018-2019 годах и обязательна для сырого молока и готовой молочной продукции. Еще один контроль – нагрузка и на производителей, и в конечном счете на покупателей розничных магазинов.

Чтобы избежать резкого роста цена, чиновники пока обещают сдерживать их путем субсидий. Для этого, подсчитали в Минсельхозе, требуется покрытие из бюджета в размере около 9 миллиардов рублей. Продукты все равно подорожают, но, как выразилась вице-премьер Виктория Абрамченко, «в пределах инфляции».

Вице-премьер Виктория Абрамченко
Вице-премьер Виктория Абрамченко

Правительство обещает также компенсации производителям молочной продукции, которым придется нести расходы по маркировке, то есть покупать оборудование для нанесения знаков и считывания информации.

По прогнозам Национального союза производителей молока, минимальный средний рост стоимости всех категорий молочных товаров составит в этом году 4%.

Если обещания чиновников оправдаются, то молочники станут первыми, кто получит компенсацию. Обязательная маркировка уже внедрена на лекарства, шубы, табак, парфюмерию, автопокрышки, фотоаппараты. Ни одна из этих отраслей не получила никаких компенсаций.

Добавим, что совсем недавно, в декабре 2020 года, после резкого подорожания стоимости сахара и подсолнечного масла правительство вмешалось в ситуацию и установило предельные цены. Мера оказалась временной и с первого апреля отменяется, так что и с молочными компенсациями, скорее всего, будет аналогичная история, и в конечном счете за маркировку заплатит обычный потребитель.

-4

Рост сырья не обязательно стопроцентно равен изменению ценников в магазинах, потому что это длинная производственно-торговая цепочка. По данным Ростстата, в прошлом году в среднем молочные товары подорожали на 3,6%. Сливочное масло – на 4%, сыр – на 6%, питьевое молоко – на 0,5%.

Не стоит забывать, что это официальная статистика, и она не обязательно соответствует тому, что люди видят в магазинах.

Читайте также Ковидные льготы отменяют, а выгодные маски оставляют

Поделитесь в комментариях, что вы видите на ценниках, как на самом деле, по-вашему, менются цены, приведите примеры.