Найти тему

«1 рубль за единицу мороженого»

Насколько в регионе подорожает молочная продукция после введения обязательной маркировки. Обзор RUGRAD.EU.

В ближайшее время с введением обязательной маркировки молочная продукция подорожает. Если в рамках подготовительного этапа по введению маркировки озвучивалась сумма в 10 копеек за каждую единицу товара, то, например, поставщики мороженого сейчас оценивают свои затраты в 1 рубль за единицу продукции. Причем произойдет это уже летом 2021 года. Практические аспекты предстоящей маркировки молочной продукции обсуждались на заседании комитета по торговле Калининградской торгово-промышленной палаты.

Введение цифровой маркировки молочной продукции началось поэтапно в 2021 году. С 20 января она стартовала в добровольном режиме. Первоначальный этап включает в себя подготовку к внедрению бесплатных кодов маркировки, отладку интеграционных и иных решений, добровольный ввод в оборот и выбытие через кассу. Обязательная маркировка стартует летом. С 1 июня 2021 года коды идентичности необходимо наносить на сыр, мороженое и различные виды льда с содержанием какао или без него. С 1 сентября в обязательном порядке начнется маркировка «молочки» со сроком хранения более 40 суток. А с 1 декабря промаркируют молокопродукты со сроком хранения до 40 суток (включительно).

-2

По словам руководителя проектной группы «Молоко» ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператор системы маркировки) Юлии Кузьминой , система маркировки для молочной продукции работает идентично. Существующая дорожная карта и тот принцип работы для нее тоже релевантен.

«На текущем этапе производителю, чтобы включиться в проект, необходимо выбрать интегратора, определиться с техническим решением, предварительно его протестировав, а также для крупных компаний наладить интеграцию между учетной системой предприятия и системой маркировки», — рассказала эксперт.

На сегодняшний день существуют три глобальных способа нанесения маркировки: типографский — дает возможность не устанавливать на предприятии отдельно печатное оборудование; прямое нанесение, когда производитель на линии самостоятельно наносит код маркировки, что делает его более независимым, и этикетирование — позволяет производителю наносить этикетку на любую упаковку, не меняя дизайн, если он, например, слишком яркий и не подходит для нанесения кода с точки зрения его считываемости.

«На сегодняшний день изменился размер DataMatrix кода: теперь он составляет 20 на 20 символов, ранее он был 22 на 22 символа», — уточняет представитель ООО «Оператор-ЦРПТ».
-3

На данном этапе к маркировке активно готовятся производители мороженого и сыров. Причем для разных упаковок выбираются различные способы нанесения. Например, для мороженого большинство предпочитают типографский способ нанесения маркировки, особенно для упаковки в мягкой пленке типа «Флоупак». Что касается сыров, то многие, в частности производители голов сыра, сыра в нарезке и товаров с переменным весом, выбирают способ этикетирования. Для товара с фиксированным весом рассматривают варианты прямого нанесения DataMatrix кода.

«Также мы отрабатываем разные жалобы, которые по каким-либо причинам могут случаться. В частности, периодически приходят запросы о некотором повышении стоимости упаковки со стороны типографий. В большинстве случаев это связано с некоторым недопониманием со стороны участников, между типографиями и производителями, изменения технических решений, дизайнов и материалов, что, в принципе, влияет на стоимость упаковки», — отмечает Юлия Кузьмина.

Для розницы маркировка фактически начинается с 1 декабря 2021 года. С этой даты маркированная продукция, поступающая в магазины, должна быть продана со сканированием DataMatrix кода.

«В части работы на кассе у ритейлеров, в том числе у федеральных сетей, мы проводили тестирование. У них сделаны доработки, которые позволяют сканировать только DataMatrix код, в который зашит уже код товара, продавать продукцию за один клик, то есть не делать сканирования линейного кода, а сканировать сразу DataMatrix и, собственно, на этом ограничиться. Поэтому здесь замедлений, ограничений каких-то в этой части нет», — комментирует представитель ООО «Оператор-ЦРПТ».
-4

При этом опираясь на запросы от розничных сетей, эксперт рекомендует производителям наносить линейный и DataMatrix коды на расстоянии друг от друга.

«Некоторые производители в рамках эксперимента делали достаточно близко эти два кода, и в ряде случаев 2D-сканер для продажи продукции считывал не тот код. Он брал тот, что был ближе, а нужен был другой. Это проблема решаема, но, тем не менее, со стороны розницы такое пожелание есть, чтобы хотя бы на каком-то расстоянии эти два кода между собой держать», — конкретизирует Юлия Кузьмина.
Юрий Дергачев, председатель комитета по торговле Калининградской ТПП, глава группы компаний «Юринат»
Юрий Дергачев, председатель комитета по торговле Калининградской ТПП, глава группы компаний «Юринат»
«Если с крупными розничными сетями вопрос маркировки урегулирован, то каким образом он будет решаться для небольших магазинов и торговых точек?» — поинтересовался председатель комитета по торговле Калининградской ТПП, главы группы компаний «Юринат» Юрий Дергачев.
«Маркировка молочной продукции не первая, и розничные магазины, как правило, торгующие в том числе и алкогольной, и табачной продукцией, и легпромом, и обувью, — это большие, совмещающие по различному типу продуктов, компании, они с маркировкой работать умеют. Для молочной продукции всё аналогично. Отличие только в структуре кода. Фактически таким точкам нужно будет только обновить прошивку контрольно-кассовой техники», — отвечает эксперт.

Также председателя профильного комитета интересовал вопрос влияния на стоимость конечного продукта введения обязательной маркировки, ведь «есть какая-то предварительная наценка».

Что касается влияния маркировки на стоимость единицы молочной продукции, то, по словам представителя компании ООО «Оператор-ЦРПТ», она составит по итогам эксперимента порядка 10 копеек.

«Если говорить о наших партнерах поставщиках мороженого, то они оценивают свои затраты как увеличение стоимости за единицу мороженого от 75 копеек до 1 рубля», — конкретизирует Дергачев.
-6
«Смотря, о чем мы говорим. Я говорю про 10 копеек: нанесение кода, то есть реализация всех этих решений, IT-интеграция, оборудование всё необходимое, такие капитальные затраты. Тут нужно уточнить у коллег, как они считали, если есть расчеты, то мы готовы их посмотреть, для того чтобы предоставить обратную связь», — комментирует Кузьмина.

Остатки, введенные в оборот до начала обязательной маркировки соответствующей группы, не маркируются и оборачиваются до окончания срока годности.

«Продукция, которая была произведена на территории РФ или ввезена в страну до даты запрета, как, например, сыры и мороженое до 1 июня 2021 года, оборачиваются все так же без кода маркировки и выбывают все также по линейному коду. Соответственно, нигде ни в рознице, ни у дистрибьюторов они не маркируются», — резюмирует представитель ООО «Оператор-ЦРПТ».

Кроме этого, маркировке не подлежат товары единичной упаковки весом до 30 грамм (нетто), питание для детей до 3 лет, а также специальное и профилактической питание.

Фото: rugrad.eu

Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте https://rugrad.eu