Такие жалобы постоянно звучат из уст американских профессионалов морского дела. Для начала хотелось бы сказать пару слов об их профессионализме в случаях, когда русских и близко не было. Ну хотя бы за последнее время, например, 9 мая 2017 года американский ракетный крейсер Lake Champlain (CG 57), столкнулся в тумане у берегов Кореи с небольшим южнокорейским рыболовным судном Nam Yang. К счастью, удар оказался несильным. Жертв и пострадавших не было.
В следующем месяце столкновение эсминца Fitzgerald (DDG 62) с контейнеровозом ACX Crystal в июне 2017 года. Это просто песня и я подробно описал её в отдельной статье, ссылка на которую будет в конце. А всё результат наметившегося бабьего засилья на ответственных боевых постах.
Через пару месяцев отличился ракетный эсминец John McCain (DDG 56), подлезший под форштевень танкера Alnic MC. В обоих случаях помимо разрушений конструкций эсминцев произошла гибель личного состава, 7 человек в первом и 10 во втором. Не будем углубляться в историю, лучше вернёмся к названию статьи. Я его взял не абы откуда, а с сайта командования 7-м флотом США:
К кадру из ролика мы ещё вернёмся, а пока к сути дела - 7 июня 2019 года произошло опасное сближение российского большого противолодочного корабля "Адмирал Виноградов" и американского крейсера УРО "USS Chancellorsville" («Чанселорсвилль»). Немного о действующих лицах. БПК "Адмирал Виноградов" вступил в строй в декабре 1988 года.
Кстати, американцы имели возможность ознакомиться с ним вплотную, в 1990 году он побывал с визитом в Сан-Диего, стоит слева:
Участвовал в борьбе с пиратством в районе Африканского Рога, совершил немало походов в акватории Индийского и Тихого океанов. Забегая вперёд, скажу, что в ноябре 2020 года он угрожал тому самому "Джону Маккейну" применить навал, если тот не покинет наши территориальные воды. Американцы проявили благоразумие и ретировались. До навала не дошло и в 2019-м, хотя по словам американцев до него оставалось 50-100 футов.
"Партнёром" в этом случае был упомянутый выше крейсер типа "Тикондерога"
Эти крейсеры примечательны тем, что по размерам сопоставимы с эсминцами типа "Арли Бёрк". Вот слева крейсер, а справа эсминец:
Отличие в том, что на "Тикондерогах" размещено больше вооружений, поскольку это последние из американских кораблей, имевших надстройку из алюминиевых сплавов, а значит больший запас по водоизмещению.
USS Chancellorsville (CG-62) вошёл в строй в ноябре1989 года, практически ровесник нашего БПК. Тоже побывал с визитом в России, в 2002 году. Обстреливал "Томагавками" Ирак, боролся с транзитом наркотиков, многочисленные учения, дальние походы и награды за высокую боевую подготовку. В связи с всем известными событиями по удушению негра Флойда и движением BLM, поднимался вопрос по изменению названия корабля, поскольку Чанселлорвилль - это город, где армия южных штатов хорошо наваляла янки во время гражданской войны. Посмотрим чем это кончится.
Прогуливаться рядышком - не впервой для однотипных нашим героям кораблей. На снимке БПК «Маршал Шапошников» на фоне USS Chosin (CG-65):
Как избежать столкновений в любых ситуациях, если при этом дурью не маяться, - давно описано в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море. В том числе и при обгоне одним кораблём другого. Только надо ещё знать, был ли это обгон или просто пересечение курса с кормовых углов. Правила различают эти тонкости. Вот тут обратимся к скринам ролика, описывающего возникшую ситуацию:
Помимо сухих статей правил, существуют и их толкования.
Никакое последующее изменение в относительном положении судов не может снять с обгоняющего обязанность сторониться пути обгоняемого, пока судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади. Видно, что именно БПК осуществляет манёвр уклонения. Тут есть ещё один момент. Обгоняемое судно не должно мешать своими действиями обгоняющему, однако при действительной необходимости оно может изменить направление и скорость движения.
Т.е. пусть ты трижды прав, но не стоит переть буром, если это может привести к столкновению. Да мало ли что может происходить на вашем супротивнике?
Американцы жалуются, что их крейсеру пришлось совершать манёвр уклонения и изменять скорость, но по снимкам похоже, что картина обратная. Наши же в противовес заявили протест против опасного маневрирования американцев и что именно они увеличили скорость, мешая проходу российского корабля.
Лично я считаю, что профессионализм не в том, чтобы быковать, даже если формально Правила на твоей стороне, что в данном случае далеко не факт. А в том, чтобы избежать столкновения, что наши и продемонстрировали.
Практически повторилась ситуация в январе 2020 года. Эсминец USS Farragut (DDG 99)так же имел с правого борта разведывательный корабль "Иван Хорус", двигавшийся в том же направлении. Есть и ролик об этом сближении. К сожалению, на всех подобных видеоматериалах нет начального развития ситуации - кто начал сближение, в каком положении были корабли на том этапе. То, что происходит в самый критический момент не даёт полной картины происшествия. В итоге наши прошли за кормой эсминца. Так кто же опасно пересекал курс?
В обсуждениях всех этих событий звучит мнение, что американцы стремились оттеснить наши корабли от охраняемых авианосцев, и что наши так же не подпускают штатовцев к "Кузнецову", это мол обычная практика.
В заключение ещё факт, обративший на себя внимание американских профессионалов. На ролике об "Адмирале Виноградове" явно видны личности, загорающие на солнышке в самый критический момент, - и лёжа на надстройке:
И в пляжном кресле на корме:
Т.е., даже боевая тревога не была сыграна? А чо такого, рядовая же ситуация:) И чего они так о непрофессионализме голосят?
Бедные эсминцы - то их авианосцы таранят, то подводные лодки
....................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь