Найти в Дзене
It Право

5 главных аспектов, которые должны присутствовать в Вашем бизнес-плане

Оглавление

Грамотно разработанный бизнес-план - это то, с чего стоит начинать любой бизнес-проект, так как именно на стадии планирования Вы можете попытаться предвидеть все сложности, с которыми Вам, возможно, предстоит столкнуться, учесть все тонкости выбранной ниши, а также принять окончательное решение - хотите ли Вы связываться с проектом именно данной направленности и готовы ли Вы к тому, что все может пойти немного не по плану.

Но как же написать хороший и эффективный бизнес-план? Давайте разберем основные пункты, которым нужно обязательно уделить внимание!

Введение или резюме

Подобно прологу или предисловию книги, введение или резюме дает общее представление о содержании бизнес-плана. В нем также указывается имя человека, который планирует открыть бизнес, форма собственности, юридический адрес, тип проекта, цель или цели бизнеса и общая стоимость проекта.

Маркетинговый аспект

Обычно данный пункт относится к товару, который предлагает компания. В нем подробно рассказывается о продукте или услуге, о том, какую пользу они принесут покупателю, как они будут выглядеть; какая ожидаемая целевая аудитория у Ваших товаров и услуг, где они могут их приобрести и сколько они будут стоить. Этот компонент также включает данные о том, сколько продаж может ожидать от Вашего проекта - через год, через два года или дольше. В этой части также рассматривается обстановка за пределами предполагаемого бизнеса, а точнее факторы, которые так или иначе могут повлиять на продажи. Информация должна включать примерно следующее: сколько покупателей или пользователей присутствует на рынке, примерное количество производителей аналогичных продуктов или услуг, как они действуют на рынке, подробные сведения о том, как они заставляют покупателей узнавать о своих продуктах или услугах и убеждают их купить.

Одним из первых шагов при составлении бизнес-плана является изучение текущей ситуации на рынке. Вы должны знать своих конкурентов. Вы должны иметь максимально полное представление о продуктах или услугах, аналогичных Вашим, но которые уже доступны на рынке. Кто их производит или предлагает, как эти другие производители или поставщики продают свои продукты или услуги, как клиенты обращаются со приобретенными продуктами и как они их оценивают .

Следующим шагом будет изучение спроса и предложения. Определите объемы, произведенные различными производителями или поставщиками (это попадет в пункт "Предложение"), по сравнению с объемом, необходимым покупателям (Спрос). Если предложение значительно превышает спрос, возможно, Вам лучше отказаться от бизнес-идеи именно в данной нише.

Как только Вы убедились, что для Вашего продукта или услуги есть хорошие рыночные возможности, пришло время разрабатывать маркетинговый план. Начните с описания Вашего целевого рынка или конкретной группы клиентов, которых Вы ожидаете привлечь. Узнав их потребности и желания, переходите к описанию продукта или услуги, которые вы планируете предлагать своим клиентам. Затем примерно спланируйте, как Ваш продукт или услуга попадут в руки ожидаемых покупателей или пользователей.

Например, Вы собираетесь изготавливать мыло для ванн. Вы можете подумать о том, чтобы удовлетворить потребности в Вашей продукции людей, живущих поблизости от Вас. Допустим, вы живете в небольшом городе, и Ваш целевой рынок составляет всего 0,001% от общей численности населения города. Если общая численность домохозяйств в городе составляет 480 000 человек, ваша целевая доля составляет 480 домов. Далее предположим, что средняя семья из четырех человек потребляет два куска мыла в месяц. Это будет означать, что вы должны производить 960 кусков мыла в месяц. Имея при себе данную информацию, Вы можете рассчитать примерный маркетинговый план, который будет выглядеть примерно следующим образом:

Продукт: Мыло для ванн с экстрактом зеленой папайи для отбеливания кожи упаковано в красивую коробку по 150 грамм.
Маркетинговая деятельность: привлекательная вывеска внутри супермаркета и на витринах магазинов.
Место или канал распространения: супермаркеты и разнообразные магазины.
Цена : 1 доллар за пачку в 150 грамм.

Или же давайте приведем другой пример - сервисный бизнес, например, прачечная.

Услуга: услуги прачечной, состоящие из комбинаций: химчистка, складывание-сушка, стирка-сушка-утюг, пар-сушка-утюг.
Маркетинговая деятельность: Вывеска у прачечной, подвижная вывеска на тротуаре.
Место или канал распространения: перед главными воротами крупного рынка.
Цена: химчистка - от 5 до 15 долларов за изделие, в зависимости от размера, стирка-сушка-складывание по 2 доллара за килограмм, стирка-сушка-утюг за 3 доллара за килограмм, паровая сушка за 3,5 доллара за килограмм.

Производственный или технический аспект

Этот компонент посвящен тому, как производится продукт или предоставляется услуга; временные рамки; тип и количество материалов и оборудования, а также количество людей, необходимых для изготовления продукта или выполнения услуги; тип и количество потребляемой электроэнергии, мощности и воды; расположение рабочих мест, складских помещений и других областей, задействованных в работе; система контроля качества; система утилизации отходов и многое другое.

В нашем примере с мыловаренным бизнесом техническая информация может состоять из следующего:

Спецификация продукта: относится к характеристикам и составу мыла для ванн. Другими словами, в нем будет описано, как будет выглядеть мыло и из чего оно сделано. В данном случае это будет 150-граммовое мыло с экстрактом зеленой папайи с тремя разными ароматами. В случае прачечной, спецификации будут описывать характер различных комбинаций предлагаемых услуг прачечной.

Производственный процесс: это пошаговое описание того, как производится продукт или оказываются услуги.

В примере с мыловарением вы покажете различные этапы изготовления мыла аналогично рецептам, которые вы можете найти в любой книге по кулинарии. Лучше всего это проиллюстрировать в виде диаграммы.

В случае прачечной используйте аналогичную таблицу для отслеживания шагов и количества времени, необходимого для завершения каждого этапа с момента получения в магазин одежды для стирки до момента, когда они будут готовы и будут ожидать клиента, который заберет их домой.

В случае с мыловарней - есть два метода изготовления мыла: холодный и горячий. Отразите тонкости выбранного метода производства, не забыв перед этим оценить свои возможности и сделав выбор в пользу более оптимального решения.

Производственное оборудование : опишите необходимое для производства или оказания услуги оборудование, затраты на его приобретение и обслуживание.

Для примера с мыловарением перечислите оборудование, инструменты и механизмы, которые Вам понадобятся для изготовления 960 брусков мыла для ванн. Хотя начинающему бизнесу подобного толка и не потребуется много оборудования, Вам все равно может понадобиться, как минимум, компьютер и принтер, чтобы сделать привлекательную упаковку для мыла.

Для прачечной укажите тип, характеристики и количество стиральных машин, сушилок, паровых утюгов, гладильных столов, корзин для белья, которые будут использоваться для выполнения спектра предлагаемых услуг.

Производственные материалы: это относится к основным материалам, которые Вы будете использовать для изготовления продукта или выполнения услуги. Есть два типа производственных материалов: прямые материалы и косвенные материалы. Прямые материалы относятся к материалам, которые становятся частью или имеют прямое отношение к производимому Вами продукту или услуге, которую Вы предлагаете. Косвенные материалы относятся к некоторым материалам, которые обычно используются в относительно небольших количествах для изготовления продукта или выполнения услуги.

Следуя тому же формату машин и оборудования, составьте другую таблицу для материалов и принадлежностей, а также количества или количества, необходимого для производства 960 брусков мыла. Для мыла непосредственными материалами будут базовое масло, щелочной раствор и экстракт папайи. Раствор, обеспечивающий аромат, будет считаться косвенным материалом.

Для прачечной основными материалами будут стиральный порошок и вода. Непрямым материалом будет являться кондиционер, который на выходе придаст одежде приятный запах.

Коммунальные услуги, расположение и планировка предприятия: источники воды и электроэнергии, местоположение предприятия, а также расположение помещений и рабочих мест - это все Вам необходимо отразить в данном пункте.

Укажите, будете ли Вы использовать водопроводную воду или любой другой источник. Сделайте то же самое и с электроэнергией. Укажите наличие и доступность выбранных источников воды и энергии, а также необходимость выполненияопределенных работ по установке.

Производственный график: в нем подробно описано, как будут распределены работы в следующие 12 месяцев. Это должно быть сделано для того, чтобы гарантировать, что количество единиц товара, которые будут проданы, или услуг, которые будут выполнены, на основе прогнозируемых продаж, будут произведены вовремя. Среди прочего, график покажет статус производства в любой момент в течение производственного периода.

Организационный аспект

Дьявол кроется в деталях - не забудьте уделить какое-то время и им. Данный пункт включает в себя поиск людей, настройку всех систем и процедур, приобретение машин и оборудования, а также регистрацию предприятия, составление графика действий, которые необходимо выполнить до тех пор, пока предприятие официально не начнет свою работу.

Вы начинаете с определения своего видения предприятия и постановки целей. Затем определитесь с формой собственности.

Покажите организационную структуру с помощью организационной схемы, упорядоченной по четырем функциональным областям: маркетинг, производство, финансы и администрирование.

Организационная диаграмма полезна для обозначения иерархии или уровней полномочий и коммуникаций в компании. Он определяет, кто за что отвечает и кто кому подчиняется. Он также наглядно показывает, как различные должностные обязанности классифицируются среди разных сотрудников.

Диаграмма показывает, что владелец - главный менеджер. У него может быть персонал, который ему помогает, но фактически он руководит бизнесом и принимает все важные решения.

Помимо организационной схемы, Вы должны описать обязанности и ответственность каждого участника рабочего процесса, количество людей, которые Вам понадобятся для нормального функционирования Вашего проекта, квалификацию тех, кто будет выполнять каждую задачу, а также соответствующие зарплаты и льготы в организационном плане.

Важной частью организационного плана является диаграмма Ганта. Это список всех действий, которые Вы должны выполнить до начала работы Вашего предприятия, и временные рамки для их выполнения. Подготовка диаграммы Ганта - это полезное упражнение, которое позволяет Вам получить представление о предоперационных мероприятиях и их финансовых последствиях. Эти действия включают в себя написание бизнес-плана, переговоры о финансировании, строительство или улучшение здания, приобретение машин и оборудования, набор (и обучение, если оно необходимо) персонала, регистрацию бизнеса и т. д.

Финансовый аспект

Получение финансовой выгоды - это движущий фактор любого проекта. Раздел, посвященный финансам, критически важен для любого бизнес-плана. Этот компонент позволит Вам узнать, сколько необходимо финансов, чтобы открыть бизнес и где Вы получите эти самые деньги. Жизненно важным является оценка того, сколько Вам потребуется свободных финансов для ведения бизнеса в течение от года до, вероятно, пяти лет, особенно если вы возьмете кредит в банке. Вопросы о том, как Вы собираетесь использовать ссуду, какую прибыль бизнес заработает, как вы собираетесь погашать ссуду также должны быть упомянуты в Вашем бизнес-плане.

Обычно Вы идете к врачу только в том случае, если Вы больны или Вас что-то беспокоит, но этот подход к своему здоровью в корне неверный - регулярные проверки должны стать частью Вашей жизни, если Вы планируете жить долго и счастливо. Это же справедливо и для Вашего бизнеса - регулярная аналитика поможет Вам адекватно оценивать финансовое состояние своего бизнеса. Желательно проводить аналитику раз в 1-2 месяца, а не только тогда, когда у вас возникают проблемы с финансами. Финансовый план может быть как инструментом прогноза для гармонично развивающегося проекта, так и эффективной мерой для тех, кто испытывает некоторые трудности.

Финансовый аспект плавно вытекает из всего того, что Вам удалось узнать во время составления предыдущих пунктов. Финансовый план переводит всю эту информацию в денежные показатели, и на основе этих данных Вы сможете оценить, превышает ли ожидаемая прибыль предприятия затраты на его создание и управление.

Финансовый план включает подготовку следующих финансовых отчетов: отчета о прибылях и убытках, который представляет чистый доход компании за вычетом расходов за определенный период; баланс, который представляет собой «финансовый снимок» Вашего бизнеса в данный момент времени, который показывает, сколько у вас активов, а также чистую стоимость вашего бизнеса; отчет о движении денежных средств, который показывает источники и использование денежных средств для вашего бизнеса за определенный период.

От Вас не ожидается, что Вы приобретете навыки подготовки финансовой отчетности после прочтения этого статьи. Вы можете попросить кого-нибудь подготовить эти заявления за Вас. С этой задачей легко справится опытный бухгалтер. Более важным является понимание того, как грамотно финансовый план для принятия правильных бизнес-решений.

Подробнее о том, как написать бизнес план, читайте в книге Владислава Чернова "Запланируй успех".

-2