За окном солнце и радостно на душе – сегодня говорим про комедию. Какие они бывают и чем стендап отличается от ситкома.
Комедия – наряду с трагедией – два старейших способа рассказывать истории и показывать их на сцене. В Древней Греции существовало четкое деление: все смеются – комедия, все плачут – драма. Современный мир принес нам трагикомедии и драмеди – причудливые сочетания смешного и грустного. Сегодня мы получше разберемся в том, что такое комедия и что роднит наши любимые сериалы с произведениями Шекспира.
Традиционно различают два типа комедии: комедия положений и комедия нравов.
Комедия положений (она же ситуационная комедия или сокращенно – ситком) – это когда смешное происходит из событий и обстоятельств, когда смеются над ситуацией.
Комедия же нравов – это высмеивание, зачастую гипертрофированных черт характера, внутренних сущностей персонажей, иными словами, когда смеются над особенностями характера человека, его пороками или страстями.
В комедии положений герои попадают в необычные, курьезные ситуации. Считается, что в России такой тип комедии основал Денис Фонвизин , также часто можно найти именно такие комедии у А. П. Чехова (например, «Медведь») и Н. В. Гоголя («Женитьба»). Из мировой литературы ситуативные комедии писал Уильям Шекспир («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец», «Комедия ошибок»), Мольер, Бернард Шоу.
Со временем комедия положений перешла на ТВ . Она перестала называться «комедией положений», а стала ситуационной комедией или ситкомом. История ситкомов началась в 1920-ых годах на американском радио . Представляете, раньше сериалы не смотрели, а слушали? Эра с 1950-ых до 1980-ых была временем ситкомов. Они выпускались по несколько штук в год и имели тысячи фанатов.
Что характерно для ситкома?
Серии не связаны друг с другом
Если вы пропустили одну, то интуитивно поймете, что там было, или же это не сильно повлияет на сюжет.
Одни и те же герои
Зритель должен привыкнуть к персонажам, начать им сопереживать, поэтому они обычно не меняются. Изредка добавляются новые.
Социальная или общественная направленность
Ситкомы часто рассказывают о жизни студентов или молодых семей. Существенное изменение в сюжете начинается, когда в семье появляется ребенок. А он в ситкомах обычно всегда появляется.
Закадровый смех
Да-да, тот самый смех, который непонятно зачем все еще вставляют в комедии. Когда-то это было модно и показывало зрителю, который только начинал знакомиться с жанром, где нужно смеяться. Сейчас же само существование закадрового смеха часто становится поводом для шутки.
Контрасты
В ситкоме обязательно должны быть две противоборствующие или хотя бы внешне противостоящие друг другу позиции. Чем больше разница в характерах героев, тем больше пространство для шуток и забавных ситуаций. Здесь ситкомы заимствуют от комедии нравов, базирующейся на разнице характеров.
Одна серия ситкома занимает обычно от 20 до тридцати минут (с местом для рекламы). С 1980-ых ситкомы стали уступать в рейтингах мыльным операм. Основная разница в том, что серии мыльных опер связаны друг с другом, их нельзя пропускать и они обычно более лиричны по содержанию. С конца 1990-ых мыльные оперы переживают кризис, уступая место реалити-шоу.
Самые популярные ситкомы: «Друзья», «Теория большого взрыва», «Папины дочки», «Универ».
Вернемся к типам комедии . Мы поговорили про комедии положений, теперь речь пойдет о комедии нравов.
Комедия нравов или комедия характеров – жанр, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая их однобокость, гипертрофированная черта или порок. Часто имеет сатирические черты. Герои комедии нравов часто язвят или отпускают остроумные комментарии, которые и становятся поводом для смеха аудитории. Из примеров: «Тартюф» Мольера, «Много шума из ничего» Шекспира, «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова.
Перейдем к форматам или тому, как делать комедию.
Существует несколько форматов комедии, то есть способов ее играть, смеша людей. Самый известный из них – комический дуэт.
Комический дуэт
В комическом дуэте участвуют два комика , зачастую одной национальности, возраста и пола, различия между ними лишь в характерах. Один – правильный, серьезный и благоразумный, другой – шутник и весельчак, часто показывается глуповатым и эксцентричным. На противопоставлении этих характеров и строится комедия. Причем улыбки зала может вызывать каждый из героев: правильный – своими критическими и остроумными замечаниями о поведении шутника, шутник – своими выходками. Потом герои на короткое время меняются местами , пародируя друг друга создавая дополнительный комический эффект.
С момента появления комических дуэтов основное взаимодействие было устным : герои перекидывались острыми фразами, и «правильный» персонаж часто был нужен, чтобы при повторении зал лучше расслышал шутку. С возникновением телевидения комедийные дуэты рисковали исчезнуть – не все смогли приспособиться к новым форматам. Некоторые комики пытались осваивать пантомиму , другие добавляли больше физических взаимодействий между героями.
Самым известным комедийным дуэтом в Советском Союзе был дуэт Тарапуньки и Штепселя. В итальянской комедии эти роли имеют Арлекин и Пьеро , а во французском кинематографе второй половины прошлого века царили дуэты Жерара Депардье и Пьера Ришара , а позже Депардье и Кристиана Клавье или Жана Рено.
Мандзай
Мандзай – это японский подвид комедийного дуэта . Он тоже делается вдвоем, характеры называются бокэ и цуккоми. Бокэ – это пугливый, забывчивый и глуповатый персонаж , цуккоми же играет роль реалиста-прагматика и часто поправляет бокэ, используя специальный веер или ритуальный барабан. Изначально мандзай был разновидностью колядки – люди ходили по домам и пели, но позже стал отдельным видом искусства. После Второй мировой войны был забыт , но сейчас возрождается.
Моноспектакль
Это короткая пьеса или цикл рассказов , новелл, представляемых одним человеком. Актер отыгрывает разные характеры или выступает рассказчиком.
Самые известные моноспектакли: монодрамы Андреева и Чехова («О вреде табака»), выступления Аркадия Райкина, телеспектакль «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова
Комическая опера
Название появилось в 1715 году , когда две балаганные труппы в Париже договорились называть так свои представления. В комедийной опере, в отличие от обычной часты речитативы, активные танцевальные движения и общие народные мотивы . В дальнейшем комическая опера преобразилась в водевиль и мюзикл. Черты комической оперы можно найти в работах Моцарта «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Пантомима
Пантомима – это история, рассказанная без слов. Телом, жестами, мимикой. Удивительно, но в английском языке слово mime имеет негативную коннотацию , в то время как в других языках в Европе и России черты пантомимы развиваются и включаются в современный театр . Особенно развито искусство пантомимы во Франции , где им занимается сейчас, например Джеймс Тьерри – внук Чарли Чаплина и известный мим.
Стендап
Берет свое начало еще с Античности , где уделялось особое внимание ораторскому искусству. Далее, как малый жанр, стал популярен во французском театре «Варьете» . Название конкретного места стало общеупотребимым и ушло в народ. Шутки, забавные истории из жизни, а зачастую и заигрывания с залом – одним словом, живое общение и ощущение импровизации сделали стендап таким популярным. С середины прошлого века в американском стендапе сделали себе имя Джордж Карлин, Вуди Аллен, Эдди Мерфи, Робин Уильямс и Вупи Голдберг. Сейчас мы знаем их как киноактеров, а все потому, что в девяностые стендап-баров стало слишком много. Качество шуток стало падать и пузырь лопнул . Сейчас стендап активно развивается в России.
Мы рассмотрели некоторые из форматов и типов комедии. Надеемся, что это теоретическая статья была вам интересна и рассказала новое о полюбившемся столь многим жанре – веселой и забавной комедии.
#сквозь_призму_истории