Найти тему
Александр Долгих

Две задачки с ВПР для 5 класса, с которыми у меня попросили помощи

Оглавление

Дети ушли на каникулы, а им сказали дома решить ВПР. Я, честно сказать, не очень понимаю, в чем прикол решения контрольной дома. К тому же это ненастоящая контрольная. Оценка за ВПР никуда не идет. Задумывалось это просто как проверка знаний и идея на мой взгляд хорошая, здравая. Однако, реализация, как всегда страдает.

Родители боятся ВПР, нанимают репетиторов, сами сидят над задачками, помогая ребенку решить то, что у него не получается. А зачем? Оценки же за это не ставят. Они сами повышают планку для своих детей, а потом сами же ворчат, что много задают, что программа сложная.

Ну да ладно, не будем скатываться в политику. У меня канал не об этом. Мое мнение, что ВПР надо не бояться, решать самостоятельно и не переживать, что решишь плохо. Это будет реальное отражение уровня знаний, показатель того, как работает и объясняет учитель, как усваивают материал дети.

Давайте перейдем к задачкам, которые прислали мне родители, чтобы я помог им их решить.

Задача про путешественников

Два путешественника добирались из пункта А в пункт Б. Первый прошел половину пути пешком, а вторую половину проехал на автобусе. Второй тоже сначала шёл пешком с той же скоростью, что и первый путешественник. Но оказалось, что второй шел пешком столько же времени, сколько ехал на автобусе. Вопрос: какой путешественник добрался из А в Б за меньшее время?

Задача про поезда

В трёх разных пассажирских поездах разное число мест: 236, 295, 472. Сколько вагонов в каждом поезде и сколько мест в каждом вагоне, если все вагоны одинаковые?

***

Задачи, как видите, несложные. Напомню, что это пятый класс. Первая задача скорее на логику и умение рассуждать, вторая — вычислительная. И никаких дробей в задачах, что странно, ведь пятый класс — это одни сплошные дроби, обыкновенные и десятичные. Ещё была задачка на проценты, но проценты дети в некоторых школах ещё не успели пройти.

Решение первой задачи

Тут можно без цифр, уравнений и иксов. Задача напоминает качественную. Рассуждать надо так. Раз, скорости путешественников, и тогда, когда они идут пешком, и тогда, когда едут на автобусе, одинаковые, смотреть надо на время.

У второго время путешествия пешком и на автобусе одинаковое, а вот первый пешком шел гораздо дольше, чем ехал на автобусе, так что на всю дорогу из А в Б он потратил больше времени. Можно доказать это и строго, через формулы, но этого в пятом классе не требуется.

Решение второй задачи

Во второй задачке нужно считать. Давайте посмотрим, на сколько во втором поезде больше мест, чем в первом.

295-236=59 (мест)

Любопытно то, что 59 — это простое число. И ни на что, кроме единицы и самого себя оно не делится. Из этого можно сделать вывод, что это количество мест в одном вагоне.

Ну а дальше ещё проще. Делим количество мест в поездах на количество мест в вагоне (все вагоны по условию одинаковые) и получаем количество вагонов в каждом поезде.

236:59=4 (вагона) - в первом поезде;

295:59=5 (вагонов) - во втором поезде;

472:59=8 (вагонов) - во третьем поезде.

Единственное, что меня смущает в этой задаче, так это то, что в вагоне нечетное количество мест, но с этим ещё можно как-то смириться. А вот то, что пассажирские вагоны состоят из 4-5 вагонов — это уже ни в какие ворота не лезет. Попахивает управленческими ошибками, непродуманностью расписания и так далее. Хотя, если это какой-то правительственный поезд, или Паровозик из Ромашково, то нормально.

Кадр из мультфильма "Паровозик из Ромашково"
Кадр из мультфильма "Паровозик из Ромашково"

Ещё интересно: Эта задача наглядно показывает, почему родители нанимают репетиторов для 5-классников

Задачка для дошкольников поставила в тупик пользователей Twitter и Facebook

Сингапурская задача для 3 класса про числовую пирамиду, которую взрослые посчитали "слишком заумной"