Великий Дягилев тяжело переживал разрыв с Нижинским. Сгоряча разорвав контракт с Вацей, Шиншилла остался без премьера. Нужно было немедленно искать замену незаменимому Нижинскому. Сергей Павлович прибыл в Москву и начал поиски с Большого театра. Довольно скоро в Метрополе появился семнадцатилетний мускулистый красавец с весьма необычным лицом, напоминавшем маску самого декаданса.
Леонид Мясин ради карьеры был готов на всё, и довольно скоро стал другом Дягилева. Сергей Павлович принялся "образовывать" нового солиста. Любимый Вагнер, любимые музеи, города... Главным талантом Дягилева был дар создавать звёзд. Эпоха дягилевских балетов - понятие не только хронологическое. Очень скоро Дягилев почувствовал, что молодой Мясин обладает вкупе с талантом танцовщика ещё и недюжинным хореографическим даром. Балеты Нижинского были уничтожены ревностью Дягилева. Шиншилла повел себя крайне непрофессионально, когда в одночасье остался без солиста и хореографа. Дягилев повез Мясина в Италию, которую считал символом Возрождения.
В одном из залов галереи Уффицы Дягилев остановил Мясина перед картиной "Благовещенье" и спросил, поставит ли Мясин балет? Застенчивый Мясин смутился. Дягилев указал на Богоматерь на полотне и сказал - она тоже сомневалась! Тогда Мясин пообещал поставить для Дягилева сто балетов!
Семь счастливых лет были наполнены любовью и творчеством. Но история повторилась - Мясин влюбился в женщину и повел ее под венец. Американка Вера Кларк танцевала в Русских сезонах под псевдонимом Савина.
Брак продлился недолго, а Дягилев опять сделал все, чтобы перекрыть кислород бывшему другу. Но Мясин уже крепко стоял на ногах, ему удалось открыть в Лондоне балетную школу, а когда Дягилев успокоился и стал воспринимать Мясина как ученика, а не бывшего любовника, он помог Леониду возглавить балет Монте Карло.
Итак, Дягилев опять остался один. И история повторилась - в третий раз его возлюбленным стал семнадцатилетний красавец, ученик балетной школы Брониславы Нижинска Сергей Лифарь. Это не была любовь с первого взгляда - Сергей Дягилеву не понравился. Но юноша боготворил Дягилева и был готов на все, чтобы ему угодить, он отчаянно кокетничал и прятался от Шиншиллы, возбуждая его интерес.
Наконец, пробил его звездный час - Серж наконец стал необходим Дягилеву. В прекрасной Италии Сергей Павлович начал "образовывать" Лифаря, и в прекрасной Падуе пара отпраздновала свое единение. Дягилев, которому уже за пятьдесят, был игрив и нежен, и забавлял Лифаря, исполняя его вариации, натыкаясь на мебель и роняя вазы.
На этот раз Дягилев бросил своего друга ради двух пассий. Первый, Борис Кохно, секретарь и либреттист, имел главную обязанность - быть необходимым. Таким он и был.
Семнадцатилетний Игорь Маркевич, юный композитор, протеже Дягилева, был последней платонической любовью Шиншиллы. Великий и ужасный импресарио был безнадежно болен, и физическая любовь перестала интересовать его, к тому же Игорь был вполне традиционных взглядов.
Шиншилла любил Игоря "на расстоянии". Он успел сделать из него известного французского композитора и привить любовь ко всему, что было дорого ему самому.
Дягилев умер в Венеции в августе 1929 года. Рядом с ним были трое его любимых мужчин - Лифарь, Кохно и Маркевич, и женщина всей его жизни, Мисия Серт.
Лифарь был убит горем. Сутки он провел рядом со своим Котушкой, привел его тело в порядок и вдел в петлицу фрака туберозу. Трогательное прощание испортил Кохно - фавориты подрались подле тела своего любимого. Мисия выгнала обоих. И купила Дягилеву могилу на острове Сан Микеле.
Белый монумент на могиле Дягилева стоит неподалеку от могилы Стравинского, с которым Дягилев враждовал, впрочем, разве с ним одним? В опавших листьях шуршат ящерки, а в нише памятника лежат пуанты. Они наполнены песком, чтобы их не унес ветер, который играет шелковыми ленточками на них.
Начало трилогии - читайте здесь: Сергей Дягилев - любовь и месть
Продолжение - читайте здесь:
Мися Серт и Дягилев. На этой женщине я мог бы жениться