Найти в Дзене

Загадки одной фотографии: немецкие танки под Могилёвом

Одно из фото Павла Трошкина, сделанное на Буйничском поле. Об остальных речь пойдёт ниже.
Одно из фото Павла Трошкина, сделанное на Буйничском поле. Об остальных речь пойдёт ниже.

Эту небольшую статью я полностью хочу посвятить одной фотографии.

Она была опубликована 20-го июля 1941 года в газете «Известия» вместе со статьёй Константина Симонова «Горячий день», и речь там шла о подбитых за один день N-ской частью танках. Саму статью мы трогать не будем, да и вообще произошедшие события хорошо известны по роману Симонова «Живые и мёртвые» и одноименной экранизации. И роман, и фильм, заслуживают на мой взгляд даже не похвалы, а восхищения. Но мы опять ушли в сторону.

Во время своей командировки Константин Симонов и фотограф Павел Трошкин узнали, что есть некий полк, на участке которого подбили несколько немецких танков. Трошкин, по выражению Симонова, просто горел идеей сделать фото подбитых немецких танков. Осуществить это было крайне сложно, так как, хотя в сводках было много сообщений про десятки подбитых и уничтоженных немецких танков, но… чаще всего поле боя оставалось за немцами, так что сделать фото не представлялось возможным. Ну а как мы знаем теперь (а, скорее всего, знали и тогда), в сводках информация о потерях немцев была не всегда достоверная.

Но в данном случае Трошкину сильно повезло — в районе Буйничи части 172-й стрелковой дивизии действительно в одном бою подбили много немецких танков. Сейчас мы знаем уже, что их было целых восемнадцать. И это, на самом деле, очень много.

Потом уже в сводках фигурировала цифра про 39 сожжённых танков, которую мы видим в романе «Живые и мёртвые». Сколько на самом деле осталось подбитых машин на поле боя, а сколько немцы эвакуировали, сейчас, наверное, уже точно сказать нельзя, но, только на фото легко идентифицируется шесть танков, три бронетранспортёра (или тягача), и ещё вроде один-два танка точно определить невозможно.

Сам Симонов пишет, что он видел на поле семь подбитых танков, которые Трошкин и фотографировал. Симонов пишет, что танки стояли недалеко друг от друга, и это действительно так. Судя по фото, подбитые машины расположены несколькими группами, примерно в нескольких десятках метров друг от друга. И хотя об этом нет записей у Симонова, можно предположить, что танки в тот день ещё и передвигали, два уцелевших эвакуировали, а остальные подрывали.

Об этом написано, но кроме того, на одном из фото виден на башне подбитого танка номер «514», а затем башню с тем же номером мы видим уже валяющейся перевернутой на земле.

Самое же интересное, о чём я и хотел написать — это то, что в редакции из многих фоток решили сделать одну большую панораму. В результате получилось, что танки стоят плотной группой, и зрелище, конечно, производит впечатление. По умолчанию подразумевалось, что танков на поле ещё больше, просто в кадр не влезли. Наверное, читатели верили, что это фото подлинное.

-2

Я не стал изучать историю фототехники, но мне кажется, что в 41-м году ещё не было фотоаппаратов, способных делать такие панорамные снимки, и уж едва ли такая аппаратура могла быть у фронтового корреспондента.

Видно, даже без экспертизы, что панораму склеили из отдельных снимков. Об этом, уже тоже писали, но мне стало интересно собрать снимки, из которых сделали «групповое фото» для «Известий», и внимательно рассмотреть. Ну и поделиться с читателями.

Итак, давайте по частям.

Вот первый фрагмент. К сожалению, фото хорошего качества мне найти не удалось, но, думаю, будет достаточно.

-3

С этим фрагментом легко, потому что вот исходное фото:

-4

Следующий фрагмент мы пока пропустим и перейдём к третьему (если слева направо смотреть):

-5

Тут особых сложностей тоже нет, вот оригинал. Трошин делал по несколько фото с разных точек, я приводить буду все:

Следующий фрагмент:

-7

И вот варианты оригинальных фото этого танка и этого бойца:

К этим фото мы ещё вернёмся, а пока следующий фрагмент:

-9

И исходные фото. У этого танка Трошкин снимал очень много, Симонов пишет:

Мы вылезли из хода сообщения и пошли по полю. Сначала все низко пригибались, и когда подошли к танкам, то Трошкин их тоже сначала снимал, сидя на корточках. Но потом он нашел в одном из танков немецкий флаг и, заставив красноармейцев залезть на танк, снимал их на танке, рядом с танком, с флагом и без флага, вообще окончательно обнаглел.
Немцы не стреляли.

А теперь вернёмся к фрагменту, который второй слева:

-11

Видно очень плохо, и среди имеющихся фото Трошкина я точно такого найти не смог. Но если внимательно рассмотреть, то проситься вот такое интересное решение.

Вот фото, которое мы уже рассматривали, и изображение этого танка уже использовано в панораме:

-12

А теперь берем и «зеркалим» его по горизонтали:

-13

Смотрим:

-14

Конечно, получаем не точно такую же картинку, как на панораме, но… приглядитесь. Мне одному кажется, что танк именно этот, и дымок идёт, и даже боец тоже сидит рядом? Трошкин же делал снимки одного и того же танка с разных ракурсов. Так что, вполне можно было бы найти оригинал.

Средствами 41-го года пришлось бы, конечно, повозиться, ретушировать, что-то ещё подкладывать, но…

Если у кого-то есть другие версии, и более подходящие фото Трошкина (а может и не Трошкина), то я буду рад любым уточнениям.

Вот собственно и всё, но рекомендую также прочитать мою статью:

Какие немецкие танки видел Константин Симонов под Могилёвом в 41-м?