Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Крым. Легионеры-партизаны.

Партизанское движение в Крыму в 1944-м году тема "полузакрытая". По этой теме рассказывают только то, что "можно". А, что же было нельзя рассказывать?

Партизаны, многие из них в "чужой" форме.
Партизаны, многие из них в "чужой" форме.
крымские партизаны.
крымские партизаны.
среди них люди самых разных национальностей
среди них люди самых разных национальностей

Наверное, самым "закрытым" фактом является информация о том, что почти треть боевого состава партизанского движения Крыма в 1943 году составляли... бывшие легионеры. Нет, это не преувеличение, и не шутка, это объективная статистика выведенная по данным списков партизанских отрядов. Единственное уточнение. Речь идет не о населении, укрывшемся от немцев под защитой партизан, а, о боевом составе.

В одной из предыдущих статей я писал о том, что не совсем добросовестный доклад зондерфюрера Зифферса оказал вермахту "медвежью услугу" Далеко не все бойцы "восточных" частей пошли служить врагу добровольно. Достаточно вспомнить подвиг Мусы Джалилова (он же Муса Джалиль) и его "Моабитские тетради". В Крыму происходило то же самое.

Фрагмент списков 9-го отряда Южного соединения, с указанием откуда прибыл партизан.
Фрагмент списков 9-го отряда Южного соединения, с указанием откуда прибыл партизан.

Сначала, из-за неблагонадежности расформировали 152-й и феодосийский 153-й батальоны самообороны. Расстреляно 18 человек. Затем, "легионеры" стали уходить к партизанам.

Из воспоминаний партизана бывшего старшего краснофлотца Дементьева Н.И. :

«Летом 1943 г. вызывает меня Македонский, он уже знал, что я под Одессой был замком взвода, потом командиром стрелкового взвода, и мне говорит:

- Николай, как ты, справишься с отрядом?

- Я думаю, справлюсь, - я никогда трудностей не боялся.

- Тогда давай принимай отряд, - вообще-то там на командира планировался Гвоздев, но он перепугался, потому что к нам пришел взвод бывших русских добровольцев из военнопленных, он стоял в Тавеле и числился как Абвер школа, но, по сути, был хозвзводом. Командиром их был Гаврилов. Когда я пришел, они тоже забеспокоились, потому что я вышел в немецкой форме (старая моя совсем порвалась, поэтому я носил немецкую трофейную). Признаться, глядя на людей в немецкой форме, я тоже немного растерялся, тут мне один боец на ухо шепчет, что это хозвзвод по охране Абвер школы. Заметив мое замешательство, мой боец Михаил Лесниченко пояснил:

- Не сомневайся, люди проверенные! С их помощью мы, жители Тавеля, посчитались с немецким комендантом, и теперь всем селом просимся в партизанский отряд. Назначенный ко мне комиссаром Андрей Сермуль хохотнул:

- Командир! Ты ведь тоже в немецкой униформе!

- Она у меня трофейная! Папаха с красной лентой и автомат - нашенские! Партизанские! - отрезал я».

Как указывает Н. Дементьев «К концу октября 1943 года 6-й партизанский отряд в составе 4-й бригады Южного соединения был полностью сформирован в составе трех взводов: Тавельского, Константиновского и из перешедших к партизанам бывших немецких подручных, общая численность 384 человека».

Среди боевых частей с «некрымским» контингентом первым вышел из повиновения азербайджанский батальон 806. Подпольная группа предприняла попытку восстания и ухода к партизанам уже 20 октября 1943 года. Стоит отметить, что на тот момент советские войска были еще очень далеко от Крыма, и десантная операция еще не началась. Противнику удалось раскрыть группу, но, как указывается в немецких документах, «зачинщики ушли к партизанам». Перед строем были расстреляны 17 человек. Бывшие легионеры вошли в состав 8-го партизанского отряда (им. Багирова). Командиром отряда был назначен Алиев Мамед Керим-оглы, комиссаром Аширов Абул Керим. Всего в отряд зачислено 38 человек, в основном, азербайджанцы и татары. В декабре, за счет прихода татарской молодежи и перебежчиков из азербайджанских батальонов, отряд состоял уже из 78 человек.

Затем, восстание произошло в 149 Бахчисарайском батальоне «Шума», и одна рота этого батальона в составе 87 человек полностью ушла к партизанам . Этот эпизод подробно описан в воспоминаниях А.Сермуля. Он указывает:

«В этот же день мы с Парамоновым привели их на Сараман и сдали в штаб. Их распределили по отрядам, в основном они попали в отряд, командиром которого был назначен Сергей Лаврентьев, моряк, этот отряд вскоре стал называться первым, грузинский стал вторым. В это же время сформировался отряд из жителей Скалистого и Трудолюбовки, он был назван третьим, командовал им Грузинов. Четвертый отряд сформировали из жителей Мангуша (Прохладное). Пятый отряд из жителей деревни Бия-Салы, там тоже было несколько бывших добровольцев» .

Данные не совсем точные, анализ списков показывает, что в основном, эти легионеры вошли в состав партизанского отряда, который получил номер девять (командир – М.Ф.Парамонов, комиссар – Мамутов Мустафа)

Следующим 28.10.43г. «отметился» 804 азербайджанский батальон. Современные авторы, восторгающиеся вермахтом, пишут, о, якобы высокой боеспособности этого батальона, но и в нем нашлись те, кто не побоялся начать борьбу с фашизмом. Расстреляно перед строем 14 человек. 18 человек ушли к партизанам, и были влиты в состав 8-го отряда.

Следующим инцидентом стало раскрытие подпольной организации и попытка восстания во 2-м батальоне полка «Бергман». Сейчас очень многими западными идеологами полк «Бергман» позиционируется, как элитная «восточная» часть, которая боролась с СССР и коммунизмом. Но, как выясняется в этой «элитной» части не все было гладко. Большая часть 6 роты смогла уйти к партизанам, и составила отдельный партизанский отряд. Противник указывает:

«Схваченные зачинщики расстреляны перед строем, батальон разоружен, ведется расследование. Поставлен вопрос об исключении «опозоренного» батальона из списка частей Вермахта» .

Из батальона ушла группа легионеров, численностью 85 человек во главе с заместителем командира батальона майором Гвалия. Среди ушедших легионеров были представители разных народов Кавказа: грузины, чеченцы, армяне. Суммарно, во 2-м батальоне должно было насчитываться (как и во всех боевых «восточных» батальонах) 915 человек (пятиротный состав, роты тяжелого вооружения). «Несостоявшийся» 2-й батальон «Бергмана», со своим составом, оставшимся верным Вермахту, принимал участие в боевых действиях под названием «боевая группа Йорбанда». Группа легионеров, ушедшая к партизанам, прослеживается во 2-м отряде 4-й бригады Южного соединения партизан .

В современных публикациях о Петре Гвалия пишут следующее:

«В тылу врага самоотверженно сражались партизаны: Петре Гвалия, Давид Бакрадзе, Сандро Чачхиани, Зоя Рухадзе, Ноэ Кублашвили, Христофор Мосулишвили, Отар Ишхнели. Гвардии майор Петре Тагуевич Гвалия, уроженец села Нахаребао Мартвильского района Грузии, прожил короткую, но славную жизнь, и погиб как истинный герой и мужчина, защитник и воин в решающих боях за Крым 9 марта 1944 года. О военной службе Петре известно не много, но это был, без сомнения, талантливый, уникальный человек – еще в довоенные годы он бывал за рубежом, знал десять (!) иностранных языков, включая немецкий, французский, английский, турецкий, румынский, персидский. В годы войны оказался в Крыму, где принял активное участие в организации партизанского движения. Судя по тому, что Иосиф Сталин в личной беседе с группой грузинских генералов и маршалов назвал Петре Гвалия «вечным героем», можно предположить, что он знал об этом человеке много больше, чем позволено говорить».

А.А.Сермуль в своих воспоминаниях отзывается о легионерах достаточно презрительно: «Когда немцы в мае 42-го разбили на Керченском полуострове Крымский фронт, в плен к ним попало очень много кавказцев -грузин, азербайджанцев и армян. Немцы начали формировать из них добровольческие батальоны для действий на Кавказе. При отступлении оттуда некоторые из этих подразделений были выведены в Крым и брошены против партизан. В Симферополе, на ул. Субхи, стоял один грузинский батальон, а второй в Шакуле (Самохвалово). Мы еще удивлялись, производя разведку, какие-то странные солдаты железную дорогу охраняют: не немцы, похожи на татар, но говорят не по-татарски, потом узнали, что это грузины".

-5

2-й отряд 4-й бригады.
2-й отряд 4-й бригады.

Следующим, пришлось разоружить 245 Туркестанский батальон, т.к. часть батальона, задействованная в противопартизанских мероприятиях, перебежала к партизанам, но, по непонятной причине, в составе партизанских отрядов военнослужащие этого батальона не прослеживаются. Вопрос требует уточнения.

На следующий день 01.11.43 происходит восстание в грузинском батальоне I./9. Запись в журнале боевых действий 17 армии: «разоружен грузинский батальон I./9 (65 легионеров убежало к партизанам)». Группа легионеров прослеживается в составе 11-го отряда Восточного соединения .

Далее он вновь подчеркивает свое отношение к татарам: «Грузины пришли в лес раньше татар и во время перехода даже подрались с татарами, которые их попытались перехватить, вступили в перестрелку. Татар нескольких убили, и сами потеряли несколько человек».

Сопоставление первичных документов (и немецких, и советских) с воспоминаниями А.А.Сермуля показывает, что это информация недостоверная. Первыми к партизанам ушли именно татары. Скорее всего, это умышленная вставка, вызванная существовавшей, на момент составления рукописи, политической конъюнктурой .

Затем, на Перекопе восстает армянская (нагорно-карабахская) рота, и открывает свой участок обороны. Положив две штрафроты, не поддержав их атаки, командир корпуса Т.К.Коломиец отказался от возможности прорыва.

Потом появился "Ялтинский" 10-й отряд, где так же было много "легионеров" из 150-го батальона и части под названием "ГаКо". Потом к партизанам потянулось мирное население, и доля легионеров стала чуть менее 25%. К концу 1943 года ситуация была такой:

В составе партизанского движения числятся: отдельная 4-й бригада М.А. Македонского (на базе которой было создано Южное соединение партизан) и ЦОГ (Центральная опергруппа), которая впоследствии было разделено на Северное и Восточное соединение партизан. ЦОГ были подчинены 1-я, 5-я, 6-я бригады, сосредоточенные в центральном Крыму, в районе заповедника, а, так же 2-я и 3-я бригада, располагавшиеся восточнее, в районе Карасубазарских лесов.

Анализ информации по спискам партизанских отрядов дает достаточно интересные выводы. Прежде всего, если терпеливо сложить цифры по всем отрядам, то получится цифра, несколько большая, чем официально озвученная: 4278 человек. Достаточно интересна география формирования партизанских отрядов. В партизанские отряды пришли бойцы из тех районов, в которых немецкая вербовка 1942 года потерпела полное фиаско, и, прежде всего, это Симферопольский, Бахчисарайский и Сакский район. В 1941 году, в ходе боевых действий, эти районы оказались отсечены немецкими войсками. «Традиционные» партизанские районы оказались полностью истощены длительной борьбой, и в этом районе (район действий Южного соединения) в партизанские отряды влились, в основном, бывшие солдаты «восточных» частей Вермахта.

Большой заслугой «группы М.А.Македонского» является то, что она сумела привлечь на свою сторону тех людей, которые, даже находясь в рядах Вермахта, захотели искупить свою вину. Анализ действий советского командования в отношении организации партизанского движения, показывает, что ранее допущенные тактические ошибки были учтены.

Переселение фольксдойче в Крым и их обустройство
Переселение фольксдойче в Крым и их обустройство

Но есть и крайне неприятные выводы. Из воспоминаний Н.Дементьева: « К концу 1943 г. инициатива в основном перешла к партизанам. Во время прочесов немцы все больше, опасаясь больших потерь, стали использовать самых разных добровольцев. Мы сталкивались с кубанскими казаками, которые пьяные шли на нас, в немецких шинелях и в белых шапках. Матерятся, кричат нам "Сдавайтесь! Вы подонки!"

Ну, мы им дали прикурить: у меня там стояло три "Максима" в засаде - мы половину перестреляли, остальные сбежали. Немцы начали пытаться засылать ко мне диверсантов, и однажды одного такого прислали, но мы его быстренько разоблачили. Он пришел, все вроде нормально, но ничего толком не рассказывал, а больше отмалчивался. Я всегда делал так - отправлял на кухню, и приставлял человека, чтобы он смотрел за ним. Оказалось, что этот парень выходил, приходил на определенное место и, видимо, оставлял там какие-то сведения. В конечном счете, мы его арестовали, он признался, и его перед строем расстреляли».

Все дело в том, что «первая волна» переселения (57 тыс. человек), которая прибыла в Крым до 8 августа 1943 года, была добровольной.

Новобранцы с Кубани
Новобранцы с Кубани

Советская энциклопедия о 100 тысячах насильственно переселенных в Крым жителях Ставрополья и Краснодарского края. Это ПОЧТИ правда. Среди партизан числится только 18 человек из переселенцев. Почему? Да, потому, что переселение было ДОБРОВОЛЬНЫМ. Сначала, это были 3 тысячи фольксдойче, затем, до 8 августа 1943 года 57 765 казаков и членов их семей, затем еще 27 тыс. Затем, в Крым пришли в составе 17-й армии еще 27 тысяч, в составе вермахта (например, в составе полка "Платов"). Да, действительно, около 100 тысяч, но добровольно, и "не наших". Воевали они ПРОТИВ нас.